Проходила выставка с 13 декабря 2017 года по 22 января 2018 года в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства.
Билеты обходились всего в 150 рублей:
И эта оплата давала возможность свободно фотографировать все выставленные экспонаты. Большое спасибо за это организаторам! Как и за прекрасное освещение, которое позволило заснять все интересующие датели.
На официальном сайте музея можно было ознакомиться с аннотацией к этой выставке:
Аннотация к выставке «Маяковский “haute couture“: искусство одеваться» на официальном сайте Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства - http://theatremuseum.ru/event/mayakovskiy_haute_couture |
И узнать, что в её создании принимал участие Государственный музей В.В. Маяковского, расположенный в Москве.
Но, к сожалению, ни на сайте, ни на информационных табличках самой выставки не были указаны имена авторов-организаторов. Зато благодаря всемогущему интернету удалось узнать имя того человека, который собрал всю необходимую информацию и сложил её именно в том ключе и именно под тем названием, под которым и проходила выставка.
Это Лариса Колесникова - заслуженный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского, проработавшая в нём более 40 лет. Автор книг «Другие лики Маяковского» (2008) и «Окна ТАСС 1941-1945. Оружие Победы» (2005). И она же автор выставки «Маяковский "от-кутюр"» в Государственном музее В.В. Маяковского. И она же автор статьи под одноимённым названием "Маяковский "Haute Couture" в журнале "Теория моды" № 37 (осень 2015 года). И я рекомендую обязательно прочитать эту статью перед просмотром моих записей, чтобы лучше понимать и узнавать те предметы и фото, которые были представлены на выставке, - https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/37_tm_3_2015/article/11600/.
Если же времени на долгое чтение нет, можете ограничиться аннотациями с самой выставки:
Из аннотации к выставке:
"Настоящая выставка "Маяковский "Haute couture": искусство одеваться" представляет личные вещи поэта во временной последовательности - от желтой кофты до костюмов "советского денди". Некоторые из вещей являются хрестоматийным, хорошо известными по фотографиям поэта. Другие будут показаны ценителям творчества Маяковского впервые. Мемориальные предметы дополняются многочисленными фотографиями, материалами изобразительного и рукописно-документального фондов.
Государственный музей В.В. Маяковского является обладателем уникальной коллекции мемориальных предметов, насчитывающей более 2000 единиц хранения. Основной комплекс вещей был передан Л.Ю. и О.М. Бриками после организации Библиотеки-музея В.В. Маяковского в Гендриковом переулке, д. 15/13 в 1938 г. Другая часть поступила по завещанию сестры поэта, Л В. Маяковской, в 1972 г. Однако до сих пор фонд пополняется бесценными реликвиями от частных коллекционеров и наследников современников Маяковского.
Экспозиция дает возможность соприкоснуться с личностью поэта и осмыслить его творческий и жизненный путь в новом ракурсе. Знакомясь с личными вещами, мы можем представить Владимира Маяковского в повседневной жизни, узнать его привычки и пристрастия. Экспонаты свидетельствуют о безупречном вкусе и умении поэта быть элегантным, показывают, насколько внимательно он относился к своему облику, какое значение придавал стилю одежды и отдельным аксессуарам.
Его собственная манера одеваться сложилась не сразу. Представленные на выставке фотографии, одежда и аксессуары свидетельствуют о том, что за неполные 37 лет жизни В.В. Маяковский неоднократно менял свой облик - от хмурого бунтаря в поношенной одежде до уверенного в себе лидера в элегантном костюме.
Небольшая часть выставки посвящена становлению советской моды в 1920-е гг. Маяковский был тесно связан с художниками-конструктивистами A.M. Родченко, В.Ф. Степановой, Л.C. Поповой, стремившимися создать для людей нового времени красивые и удобные вещи. Эти художники группировались вокруг журнала "ЛЕФ", редактором которого был Маяковский. На страницах журнала публиковались теоретические статьи конструктивистов, модели одежды для работы, быта и спорта. Поэт стихами и рекламой пропагандировал производство качественных и красивых вещей в стране. В 1922-1925 гг. существовал "Центр по становлению нового советского костюма" под руководством известного модельера H.П. Ламановой, а позже выходил журнал "Искусство одеваться", в оформлении которого принимала участие художница В.М. Ходасевич.
Человек живет в мире вещей, и они сопровождают его всю жизнь. Потом вещи служат памятью о человеке, а иногда свидетельством материальной культуры эпохи. Нередко отдельные предметы становятся отличительной приметой времени. Для Маяковского, как одной из знаковых фигур в художественной жизни XX века, это было особенно характерно: его знаменитая желтая кофта превратилась в символ целого направления - русского футуризма, а клетчатый пуловер стал значимым атрибутом облика самого поэта советского периода.
Маяковский являлся авторитетом своего времени, он был не только лидером в литературной и художественной областях, но и оказал влияние на разные сферы жизни страны в переломную эпоху".
Как видно из аннотации, выставка старалась охватить почти весь период жизни В.В. Маяковского. Но, понятное дело, такая задача потребовала бы огромного пространства и времени. Поэтому организаторы ограничились только самым важным и разместили на 5 этаже Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства только самые яркие и знаменитые экспонаты.
Я сфотографировала все из них, но, поскольку возможности блога тоже не безграничны, разделила их на три части. В данной первой записи я разместила экспонаты и информацию из первого зала, посвящённого юным годам поэта. А во второй и третьей заметках - уже из второго, где рассказывалась история более зрелого, но и более трагичного периода его жизни.
ЗАЛ № 1. МАЯКОВСКИЙ В 1910-1922 ГОДАХ
Из аннотации к выставке:
"В первом разделе представлены личные вещи и фотографии Владимира Маяковского с 1910 по 1922 гг.: со времени, когда он решил получить художественное образование, и до первых поездок за границу. Этот период характеризуется его огромным желанием самовыражения, юношеским протестным максимализмом при полном отсутствии материальных средств.
Давид Бурлюк так описал Маяковского того времени: "Маяковский был высокого роста, со слегка впалой грудью, с длинными руками и большими кистями, красными от холода; голова юноши была увенчана густыми темными волосами, стричь которые он начал много позже; с желтыми щеками, лицо его смягчено крупным, жадным к поцелуям, варенью и табаку ртом, прикрытым большими губами; нижняя во время разговора кривилась на левую сторону. Это придавало его речи, внешне, характер издевки и наглости. Губы Маяковского всегда были плотно сжаты".
Из аннотации к выставке:
"Своей одеждой поэт как бы подчеркивал принадлежность к художественной богеме. Он носил свободного покроя блузу, подпоясанную шелковым шнуром, широкополую шляпу, крылатку, вместо галстука - бант. "Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы - гнуснейшего вида. Испытанный способ - украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке - галстук" ("Я сам"). Маяковский носил банты разных расцветок и кашне из черных и желтых квадратов - так за счет мелочей создавался каждый раз новый образ. Бант он даже изобразил на обложке своего первого стихотворного сборника "Я".
Из аннотации к выставке:
"В 1911 г. Владимир Маяковский сблизился с группой молодых поэтов-футуристов: Beлимиром Хлебниковым, Василием Каменским, Давидом Бурлюком, Алексеем Кручёных - и активно участвовал во всех начинаниях. Футуристы читали свои стихи в эпатажных одеяниях, с раскрашенными лицами. Вызывающий внешний вид, помноженный на скандальное поведение, привлекал общественное внимание, работал на необходимую популярность. Облик Маяковского изменился: появились желтая кофта, розовый мyaровый смокинг с черными атласными отворотами, красный бархатный жилет, блестящий пиджак. Наибольшую известность получила желтая кофта, которая стала своего рода символом русского футуризма. Поэт выступал в ней во многих городах страны. (Желтый цвет был любимым цветом Маяковского). Для усиления эпатажного эффекта вместе с этой кофтой надевал цилиндр".
Из аннотации к выставке:
"Однако Маяковский знал, как следует одеваться, чтобы выглядеть неотразимо и элегантно. Об этом свидетельствует фотография, сделанная в Казани в 1914 г."
Из аннотации к выставке:
"В 1915 г. Владимир Маяковский познакомился с Лилей Брик. Под ее влиянием облик поэта снова изменился. На фотографии, запечатлевшие В. Маяковского и Л. Брик, мы видим красивого молодого человека с превосходной стрижкой, одетого в модное английское пальто и кепку. Взгляд влюбленного счастливого человека. Многие друзья Маяковского считали, что это буржуазное преображение лишало его индивидуальности".
Из аннотации к выставке:
"В 1917 г. после освобождения от воинской службы в Петрограде, поэт возвратился в Москву. Он увлекся кинематографом и мечтал сниматься в кино. Маяковским было написано тринадцать киносценариев, в трех кинофильмах он снялся в главной роли, сам делал эскизы костюмов. Людмила Маяковская вспоминала: "После съемок в киностудии он возвращался домой, ходил по комнате, ухмылялся и говорил: "А здорово интересно, когда видишь себя со стороны". Играл он без грима и выбирал пьесы, в которых мог выразить свое отношение к жизни и самого себя. В фильме "Не для денег родившийся" он отождествляя себя с Мартином Иденом. И некоторые жизненные ситуации очень похожи. Многое говорит о том, что образ Мартина Идена был близок Володе". Одежда героя в начале и конце этого фильма почти идентична вещам Маяковского, в которых он запечатлен на фотографиях 1910 и 1914 гг."
СЛЕДУЮЩИЕ ЧАСТИ ВЫСТАВКИ:
- Часть 2: Конструктивизм и журнал "ЛЕФ" 1922-1930 годы
- Часть 3: Владимир Маяковский в 1922-1930 годах
Поделиться с друзьями:
Поблагодарить автора или поддержать блог можно в разделе под названием "Donation":
ДРУГИЕ ЗАМЕТКИ НА СОПУТСТВУЮЩУЮ ТЕМУ:
Выставка "Полный провал" в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)
Выставка "Художник в кино". Фильмы "Матильда", "Шерлок Холмс" и "Необыкновенные приключения Карика и Вали". Атрибуты и костюмы
ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ ПО СХОЖЕЙ ТЕМАТИКЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ, КЛИКНУВ НА ЯРЛЫК:
ФОТОРЕПОРТАЖИ
МОДА И СТИЛЬ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
МОДА И СТИЛЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий