вторник, 14 ноября 2017 г.

Выставка "Полный провал" в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)
И полный успех! Именно такая судьба ожидала большинство постановок, о которых рассказывалось на выставке в музее театрального и музыкального искусства. И ведь именно ему полагалось создать такую выставку!:)))

Правда, забегая вперёд, скажу, что ожидала гораздо бОльшего от посещения, потому что именно этот музей обладает колоссальным числом театральных экспонатов и мог бы многие из них показать, но почему-то этого не сделал, а ограничился лишь печатной информацией и фотографиями.

С другой стороны, благодаря этому факту, я могу показать всё, что там было, и не потратить на это много времени. Тоже плюс.

Выставка проходила с 29 сентября 2016 года по 29 января 2017 года:

Афиша выставки Полный провал на официальном сайте Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
Афиша выставки "Полный провал" на официальном сайте Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства - http://theatremuseum.ru/event/polnyy_proval

Посетила её 1 декабря 2016 года в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума, во время которого вход в этот и некоторые другие музеи города был бесплатным. Но даже бесплатный вход не вызывал особого ажиотажа в музеях (кроме Петропавловки), так что выставки я посещала совершенно спокойно и без столпотворений.

Центральный вход-фойе Музея театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Основными посетителями были пенсионеры и студенты. Можно было гулять самим, а можно было присоединиться к экскурсии, которая стоила 150 рублей:

Афиша выставки Полный провал и расписание экскурсий в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства

Мне кажется, что я ничего не потеряла от того, что не услышала эту экскурсию, потому что экспонатов было очень мало, а фотографии и видео гораздо удобнее рассматривать дома на большом экране. Самая же главная информация была текстовой - её-то я как раз и покажу.

Поднимаемся на 5 этаж и заходим в "помидорное" пространство:

5 этаж Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства и выставочное пространство выставки Полный провал

Где читаем аннотацию к выставке:

Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

И узнаём имена авторов:

Авторы выставки Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства: Павел Путин, Екатерина Сотникова, Марика Смирнова, Филипп Дворник. Россия, Санкт-Петербург

В первом зале выставочного пространства были вывешены репродукции картин известных художников, которые писали на околотеатральные темы:

Картина Пьер Огюст Ренуар В ложе 1874 год. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

А второй зал содержал основной блок информации по провальным спектаклям:

5 этаж Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства и выставочное пространство выставки Полный провал

На каждой стене размещалось по три спектакля, и всё это было оформлено красочными ляпами, помидорами и различными тематическими иллюстрациями.

Иллюстрация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

А также были видео-мониторы, которые транслировали сцены из опер, балетов и спектаклей:

Видео-трансляции на 5 этаже Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства. Выставочное пространство выставки Полный провал

Так что в комнате присутствовала мощная музыкально-театральная атмосфера, которая помогала вспоминать содержание постановок.

Кураторы представили на суд 12 театральных постановок: 6 зарубежных и 6 российского авторства. В такой очерёдности я их и покажу:

Зарубежные постановки (список кликабельный)

  1. Опера "Фиделио" Людвига ван Бетховена 1805 года
  2. Опера "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини 1816 года
  3. Опера "Кармен" Жоржа Бизе 1875 года
  4. Опера "Травиата" Джузеппе Верди 1853 года
  5. Опера "Мефистофиль" Арриго Бойто 1875 года
  6. Опера "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини 1904 года

Российские постановки (список кликабельный)

  1. Опера "Руслан и Людмила" Михаила Глинки 1842 года
  2. Балет "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского 1877 года
  3. Спектакль "Чайка" Антона Павловича Чехова 1896 года
  4. Балет "Весна священная" Игоря Стравинского 1913 года
  5. Балет "Болт" Фёдора Лопухова 1923 года
  6. Балет "Величие мироздания" Фёдора Лопухова 1923 года

Если Вы читаете эту заметку с малогабаритного устройства, то Вам, наверное, будет удобнее читать текст аннотаций в напечатанном виде. Если же Вы читаете на большом мониторе, то нажмите на любую картинку и перейдите в режим просмотра фотоальбома - так Вы сможете читать аннотации прямо с фотографий, которые вполне читабельны. Все фотографии подписаны, так что запутаться у Вас не получится:) Приятного просмотра!

Опера "Фиделио" Людвига ван Бетховена

Опера Фиделио Людвига ван Бетховена 1805 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Вена, 1805. Единственная опера великого немецкого композитора провалилась дважды. Сначала она пришлась не ко времени. В 1805 году за три недели до представления "Леоноры" (так опера "Фиделио" называлась в первом варианте) Вену оккупировали войска Наполеона. Зрителями премьеры стали французские офицеры в то время, как венская публика в страхе и замешательстве не решалась посещать театры. При полупустом зале и в атмосфере военной напряжённости артисты не смогли исполнить оперу, как подобает, и "Леонора" не имела успеха. Затем Бетховен сделал вторую редакцию оперы, сократив длинные места, но и через полгода новая премьера прошла незамеченной.

Только в 1814 году уже под теперешним названием и в третьей редакции "Фиделио" был хорошо принят публикой. И Бетховену посчастливилось застать настоящий триумф своей оперы в 1822 году, когда нашлась выдающаяся исполнительница для партии Леоноры - восемнадцатилетняя Вильгельмина Шрёдер-Девриент.

После грандиозного успеха и на волне романтического национализма, который охватил европейские страны в XIX веке, "Фиделио" стали называть первой немецкой оперой. До этого на немецком языке писали только зингшпили - комические пьесы с разговорными сценами и вставными музыкальными номерами (так написана "Волшебная флейта" Моцарта). "Фиделио" же стал примером оперы на серьёзный сюжет: в основу его лёг жанр французской оперы-спасения. Музыка оперы, как и вся музыка Бетховена, стала образцом выдающейся рациональной и концентрированной формы. После "Фиделио" начала развиваться немецкая оперная традиция, чуждая эффектам и легковесности итальянских образцов. Эта опера остаётся популярной и в наши дни".

Опера Севильский цирюльник Джоаккино Россини 1816 года и опера Травиата Джузеппе Верди 1853 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини

Опера Севильский цирюльник Джоаккино Россини 1816 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Рим, 1816. Самая известная опера знаменитого мастера оперы-буффа Джоаккино Россини стала жертвой скандальной публики и несчастных случайностей во время первого представления. Среди всех оперных провалов премьера "Севильского цирюльника" занимает почётное положение вот уже два столетия любимой театралами байки.

Историю эту стоит рассказать по порядку. Дело в том, что до Россини уже существовала опера на тот же сюжет, основанный на пьесе Бомарше. Её написал знаменитый в конце XVIII века композитор Джованни Паизиелло, работавший по контракту с императорскими театрами в Петербурге. "Севильский цирюльник" Паизиелло уже тридцать лет был хитом на всех оперных сценах Европы. Россини и его либреттист Чезаре Стербини взялись за этот проект только из-за несчастного стечения обстоятельств: римский театр "Арджентина" не успевал подготовиться к карнавальному сезону, а в это время, как будто специально, местная цензура запретила показывать в театрах новые пьесы, опасаясь остро-политических "намёков". Россини написал письмо в Неаполь престарелому Паизиелло, заручился его разрешением на сочинение новой оперы и дал объявление об этом по всему городу. Написав оперу за двенадцать дней и назвав её "Граф Альмавива", он с трудом успел подготовить её к премьере, которую специально пришли срывать поклонники старого "Цирюльника". Недовольные начали освистывать Россини, стоило ему только выйти и сесть за клавесин, и до конца первого акта крики и свист не прекращались. На сцене же происходило нечто невообразимо несуразное: струна на гитаре Фигаро порвалась в самый ответственный момент, а исполнитель роли дона Базилио, споткнувшись, разбил лицо и пел арию о клевете, вытирая кровь платком, затем на сцену выбежала кошка и никак не хотела уходить. Не дожидаясь конца второго акта, публика потребовала опустить занавес.

На втором спектакле Россини решил не появляться, но так же поступили и его недоброжелатели, любители оперы Паизиелло. И в этот день публика пришла в дикий восторг, требовала композитора на сцену. Когда узнали, что Россини остался в гостинице, толпа двинулась за ним со звериными криками. Россини спрятался в конюшне, испугавшись странных криков. И любители нового "Севильского цирюльника", не получив в объятья своего героя, побили в гостинице стёкла. Так началась сценическая история одной из самых популярных в мире опер".

Опера Севильский цирюльник Джоаккино Россини в постановке режиссёра Дамиано Микьелетто в Опере Бастилии в Париже в 2014 году. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера Севильский цирюльник Джоаккино Россини в постановке режиссёра Джона Копли в Опере Далласа в 2014 году. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера "Травиата" Джузеппе Верди

Опера Травиата Джузеппе Верди 1853 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Венеция, 1853. "Травиата" занимает почётное место в "золотом венке" вердиевских шедевров. Она написана композитором после "Риголетто" и в один год с "Трубадуром".

Этот сюжет "простой и сердечный", по словам самого Верди, заинтересовал композитора после прочтения романа Дюма-сына "Дама с камелиями". В одном из писем Верди писал: "Для Венеции я пишу музыку к "Даме с камелиями", но опера будет называться, по-видимому, "Травиата" ("Заблудшая"). Сюжет современный. Другой не взялся бы, может быть, за него из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других глупых предрассудков... Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием".

Премьера "Травиаты" состоялась 6 марта 1853 года в театре La Fenice. И это был оглушительный провал. "Вчера вечером "Травиата" провалилась, - писал Верди наутро после премьеры своему другу Эмануэле Муцио. - Я виноват или певцы? Время покажет".

Время показало: уже спустя всего два года постановки "Травиаты" следуют одна за другой во всех главных театрах Европы. Каждый из спектаклей становится событием театральной жизни.

Верди всегда интересовали сюжеты, в которых раскрывалась драма человеческой души. Так было с "Риголетто". Тогда все кричали вокруг, как он мог вывести на сцену горбуна! В случае с "Травиатой" композитор посягнул на большее. Это было уже не просто нарушением традиции. Это был вызов обществу с подмостков театра. Вызов лицемерию. Героиней oneры стала падшая, отвергнутая общественной моралью женщина. Более того, в Маргарите Готье (у Дюма) - Виолетте Валери (у Верди) современники легко узнавали известную даму полусвета Мари Дюплесси, о романах которой судачил весь Париж.

Провал постановке обеспечило в большой мере исполнение партии Виолетты певицей Фанни Сальвини-Донателли, пышный облик которой никак не подходил к образу умирающей от чахотки героини.

Возмущённая публика клокотала, осуждала, неистовствовала и даже не заметила, насколько красива, глубока и трепетна музыка новой оперы композитора".

Опера Травиата Джузеппе Верди. Сцена Виолетты Валери в исполнении Анны Нетребко и Альфреда Жермона в исполнении Роландо Виллазона на Зальцбургском фестивале в 2005 году. Исполнение оперы Травиата на главном вокзале Цюриха в постановке режиссёра Феликса Брайзаха 30 сентября 2008 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера "Кармен" Жоржа Бизе

Опера Кармен Жоржа Бизе 1875 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Париж, 1875. В 1872 году, когда театр "Опера-Комик" предложил Бизе написать лирическое произведение, композитор избрал в качестве сюжета "Кармен" Проспера Мериме. Создание либретто было поручено Анри Мельяку и Людовику Гaлеви.

Эта идея казалась безумной. В то время "Опера-Комик" была семейным театром, в ложах которого благопристойные родители знакомили будущих супругов. Представить же здесь сцены из жизни цыган, контрабандистов, а в центре - представительницу самого "дна", было немыслимо. И хотя сюжет был смягчён, общий характер оперной "Кармен" мало чем отличался от литературного первоисточника.

На премьере партию Кармен исполняла известная в то время певица Селестина Гали-Марье. Её глубокое меццо-сопрано и "смесь кошачьей грации и дикой энергии", как характеризовали её сценическую игру, прекрасно подходили для создания образа страстной цыганки. Но энтузиазм, с которым певица взялась за работу, и усилия исполнителя партии Хозе Поля Лери, высоко ценившего творчество композитора, не спасли ситуацию. Артисты оркестра считали партитуру слишком сложной, а в некоторых местах просто неисполнимой, хор, привыкший петь, выстроившись в линию и не отрываясь глядя на палочку дирижёра, взбунтовался, утверждая, что невозможно петь и одновременно перемещаться по сцене, изображая ссору между работницами табачной фабрики.

Премьера "Кармен" состоялась 3 марта 1875 года в Париже. Провал был предсказуем. Обвинения в адрес Бизе сыпались со всех сторон. Автора упрекали в "разнородной фактуре", в отсутствии "красивого пения", высмеивали "рискованные диссонансы". Этот провал подкосил композитора. Спустя три месяца после премьеры его не стало. Ему было только 36 лет!

... Спустя полгода спектакль с успехом пройдёт на сцене Венской Оперы. Через три года опера появится в Петербурге. А ещё через два года Чайковский напишет пророческие слова: "По-моему, это в полном смысле слова chef-d'oeuvre... Bizet - художник, отдающий дань веку и современности, но согретый истинным вдохновением... Я убеждён, что лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире".

Фильм-опера Трагедия Кармен режиссёра Питера Брука 1983 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера "Мефистофиль" Арриго Бойто

Опера Мефистофиль Арриго Бойто 1875 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Париж, 1875. Арриго Бойто начинает обдумывать "Мефистофеля" в 1862 году, когда двадцатилетний выпускник Миланской консерватории, путешествуя по странам Европы, попадает на родину матери, в Польшу. Здесь он оркеструет первые фрагменты. Посетив Польшу ещё раз, пять лет спустя, Бойто заканчивает первый пятиактный вариант оперы.

Обратившись к знаменитой трагедии Гёте, Бойто не ограничился историей любви Фауста и Маргариты. Он был одним из немногих композиторов, воплотивших эпизоды второй части трагедии. Бойто выступил не только как композитор и либреттист, но и как дирижёр. В результате премьера оперы, состоявшаяся 5 марта 1868 года в Милане, в театре "Ла Скала", длилась пять с половиной часов и закончилась в полночь. Это был полный провал.

Сюжет оказался слишком философичным, а сценического действия явно было недостаточно. 7 и 8 марта опера прозвучала в виде двух самостоятельных частей, предвосхитив четырёхвечерний цикл "Кольца нибелунга" кумира Бойто Вагнера. Но и в этом виде "Мефистофель" был отвергнут публикой. Лишь через несколько лет композитор вернулся к нему. Новая, сокращённая до четырёх актов с прологом редакция была показана в Болонье в театре "Комунале" 5 октября 1875 года с незначительным успехом.

Только четверть века спустя, 16 марта 1901 года в "Ла Скала" под управлением Артуро Тосканини и с Шаляпиным в главной роли произошло подлинное рождение оперы".

Опера Мефистофиль Арриго Бойто. Фёдор Иванович Шаляпин в роли Мефистофеля в постановке О.О. Палечек в Мариинском театре (премьера 3 декабря 1896 года). Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера Мефистофиль Арриго Бойто в постановке режиссёра Роберта Карсена, возобновленной Лори Фельдман. Ильдар Абдразаков в роли Мефистофеля, Рамон Варгас в роли Фауста. Премьера в 1989 году. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини

Опера Мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини 1904 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Милан, 1904. Опера Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" по мотивам драмы Давида Беласко "Гейша" впервые была поставлена в Милане 17 февраля 1904 года. "Ла Скала" всегда славилась своими клакерами, которые бессовестно вымогали у авторов и артистов деньги, угрожая срывом спектакля. К несчастью, в своей опере Пуччини предоставил им массу интересных возможностей.

Все, от композитора до бутафора не сомневались в триумфе оперы, но даже великолепная музыка, сопровождавшая первый выход Баттерфляй в исполнении великой Розины Сторкио, была встречена грозной тишиной зала. В первом действии то и дело раздавались выкрики: "Это из "Богемы"... Дайте нам что-нибудь новенькое!" Свист сопровождал закрытие занавеса после первого действия, а в самом начале второго действия, когда сквозняк взметнул платье Сторкио, кто-то крикнул: "Баттерфляй беременна!" В эпизоде восхода солнца, где оркестр подражает пению японских птиц, зал начал кукарекать и мяукать. Сцены, которые должны были вызвать слёзы, прошли под хохот.

Несмотря на значительную сумму неустойки Пуччини не стал терпеть издевательств и отменил второе исполнение в Ла Скала. Забрав партитуру, он сделал значительные изменения, в том числе разделив длинное второе действие на два. Через три с половиной месяца опера была поставлена в Брешии под управлением Артуро Тосканини и снискала огромный успех. "Никогда больше, - писал Жорж Марек, биограф Пуччини, - "Мадам Баттерфляй" не проваливалась".

Опера Мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини. Пьеса Дэвида Генри Хвана "М. Баттерфляй" в постановке режиссёра Чарльза Ньюэлла. Шон Фортунато - Рене Галлимар, Сон Лилин - Натаниэль Брага. Первая постановка в Национальном театре в Вашингтоне 10 февраля 1988 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Фильм-опера Мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини режиссёра Фредерика Миттерана 1995 года. Ин Хуан - Чио-Чио-сан (мадам Баттерфляй), Ричард Трокселл - Бенджамин Франклин Пинкертон. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера "Руслан и Людмила" Михаила Глинки

Опера Руслан и Людмила Михаила Глинки 1842 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Петербург, 1842. Михаил Иванович Глинка впервые задумался о создании оперы "Руслан и Людмила" ещё при жизни Пушкина и даже собирался узнать, что тот хотел изменить в своей поэме. Из-за скоропостижной гибели поэта, Глинка был вынужден приступить к сочинению музыки, не имея готового либретто, и обращаться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых. Работа началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами.

Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Первый акт прошёл довольно благополучно, но уже во втором начались проблемы: Голова не произвела ожидаемого впечатления. "В ней сидит целый хор и ревёт из неё как стадо быков", - отзыв очевидца.

По театральному обычаю, Глинка не только готовил постановку со всеми исполнителями, но и сам их отбирал. Партия Ратмира предполагалась для А. Я. Петровой-Воробьёвой. Незадолго до премьерного спектакля певица заболела, и вместо неё на сцену вышла "Петрова 2-я", не успевшая подготовить партию молодая исполнительница А.Н. Петрова. В результате, третье действие также было безнадежно испорчено, и публика заметно охладела.

В конце же пятого акта случилось страшное: государь Николай Павлович и вся императорская фамилия уехали из театра, не дождавшись завершения оперы. Когда занавес, наконец, опустили, автора стали вызывать как-то не дружно, а со сцены и из оркестровой ямы раздалось усердное шиканье. Не зная, что ему делать, Глинка обратился к бывшему в директорской ложе генералу Дубельту: "Кажется, что шикают: идти ли мне на вызов?" - " Иди, - отвечал генерал. - Христос страдал более тебя".

Помимо холодного приёма у публики, об опере дурно отозвались некоторые критики, прежде всего, консерваторы под предводительством Фаддея Булгарина. С другой стороны, Глинку поддержали В. Одоевский, О. Сенковский, Ф. Кони.

Несмотря на то, что отношение к опере резко изменилось к третьему представлению, когда в партии Ратмира вышла наконец "старшая" Петрова, за произведением закрепилась слава "несценического". Партитура подвергалась регулярным изменениям и сокращениям, нарушавшим логику музыкального развития. Владимир Стасов впоследствии назвал оперу "мученицей нашего времени".

Существует анекдот, согласно которому великий князь Михаил Павлович посылал слушать "Руслана" провинившихся офицеров, заменяя им этим гауптвахту".

Опера Руслан и Людмила Михаила Глинки 1842 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера Руслан и Людмила Михаила Глинки 1842 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера Руслан и Людмила Михаила Глинки режиссёра Лотфи Мансури в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1994 году. В спектакле возобновлены декорации и костюмы Александра Головина и Константина Коровина постановки 1904 года. Хореография Михаила Фокина постановки 1917 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера Руслан и Людмила Михаила Глинки 1842 года. Эскиз декорации Роллера Андрея Адамовича для Большого театра в Санкт-Петербурге в 1842 году. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Евгения Константиновна Мравина - исполнительница роли Людмилы в опере Руслан и Людмила Михаила Глинки в Мариинском театре в Санкт-Петербурге (фото 1886 года). Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Опера Руслан и Людмила Михаила Глинки в постановке режиссёра Дмитрия Чернякова в Большом театре в Москве. Премьера в 2011 году. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Рецензия Ирины Муравьёвой под названием Большой перелом в Российской газете 7 ноября 2011 года на премьеру оперы Руслан и Людмила Михаила Глинки в постановке режиссёра Дмитрия Чернякова в Большом театре в Москве. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского

Балет Лебединое озеро Петра Ильича Чайковского 1877 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Москва, 1877. "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского, вне всяких сомнений, является самым известным и любимым балетом в мире. Трудно поверить, что его первое появление на сцене не вызвало у зрителей совершенно никакого энтузиазма. По иронии судьбы, первым постановщиком "самого классического балета" стал Вацлав Рейзингер, которому некоторые критики вовсе отказывали в звании балетмейстера. Ни один из его балетов не удерживался на сцене Большого театра дольше 30-40 представлений.

Либретто постановки 1877 года предположительно написали Владимир Бегичев и Василий Гельцер при участии Рейзингера, а, может быть, и самого Чайковского. "Лебединое озеро" стало первым серьёзным обращением Чайковского к балетному жанру. Известно, что он любил балет, посещал спектакли, изучал партитуры. Поражает, что уже в своей первой работе он создаёт совершенно новаторское произведение, при этом соблюдая все законы балетной музыки своего времени.

Репетиции первого акта начались весной 1876, а уже 6 апреля Чайковский представил партитуру остальных актов в театр. Премьера должна была состояться, как это обычно бывало, в конце года, но по каким-то причинам была отложена до 20 февраля 1877 года. Сомнительно, чтобы отсрочка была связана с трудностями при постановке. Балет не ставил особо сложных задач, а смета на "Лебединое озеро" для своего времени была необычно низкой - 6792 рубля.

Первый балет Чайковского вызвал немалый интерес: задолго до премьеры в печати появился сценарий балета, что не делалось никогда, а клавир проявился в продаже уже в феврале 1877. Тем тяжелее было разочарование. Рейзингер, который с большим трудом справлялся даже с традиционными балетами, конечно, не мог оценить партитуру Чайковского. Некоторые части были пропущены как "неудобные для танцев", другие были заменены вставками из других балетов. Известно, что Чайковский приходил на репетиции первого акта, но они его скорее забавляли, чем раздражали.

В отношении хореографии Рейзингера критики и современники были единодушны. Герман Ларош писал, что "по танцам "Лебединое озеро" едва ли не самый казённый, скучный и бедный балет, что даётся в России". Александр Лукин иронизировал по поводу "замечательного умения" Рейзингера "вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения", и одновременно указывал, что характерные танцы "попросту позаимствованы им из других балетов". Модест Чайковский также упомянул о "бедности воображения балетмейстера".

У зрителей спектакль также не имел успеха. За 1877-1879 годы он прошёл 27 раз, после чего выпал из репертуара. Через год был возобновлён и частично отредактирован Иосифом Гансеном и прошёл за три года (последнее представление 2 января 1883 года) 12 раз при постоянно убывающих сборах. Неудача в Москве закрыла балету доступ на петербургскую сцену.

17 февраля 1894 года в концерте, посвящённом памяти П. И. Чайковского, была впервые показана "лебединая" картина второго акта балета в постановке Льва Иванова (главные партии исполнили Пьерина Леньяни и Павел Гердт). Премьера целого спектакля в постановке Петипа и Иванова состоялась 15 января 1895 года в Мариинском театре".

Балет Лебединое озеро Петра Ильича Чайковского 1877 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Пьерина Леньяни в роли в балете Лебединое озеро Петра Ильича Чайковского в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в 1895 году. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Галина Уланова в роли Одиллии в балете Лебединое озеро Петра Ильича Чайковского в Академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова (премьера: 13 апреля 1933 года). Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет Иллюзии как Лебединое озеро режиссёра Джона Ноймайера в Гамбургском балете (премьера 2 мая 1976 года). Иван Урбан - Людвиг II. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Спектакль "Чайка" Антона Павловича Чехова

Спектакль Чайка Антона Павловича Чехова 1896 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Петербург, 1896. Премьера "Чайки" Антона Павловича Чехова состоялась 17 октября 1896 года в Александринском театре в Петербурге и стала полным провалом. Пьесу ставил Е.П. Карпов, бесталанный режиссёр, которого Чехов всегда не любил.

За кулисами сразу начали шептаться, что "Чайка" написана "совсем, совсем в новых тонах". Это интересовало и пугало одновременно. На считке автора не было. Без сколько-нибудь полезных объяснений актёров отправили по домам учить текст.

М.М. Читау, актриса Александринского театра: "Ни одна пьеса так мучительно плохо не исполнялась на сцене Александринского театра и никогда не случалось нам слышать не только шиканья, но именно такого дружного шиканья на попытки аплодисментов и криков "всех" или "автора". Исполнители погрузились во тьму провала".

Ещё во время репетиций Чехов писал сестре из театра, что все кругом фальшивы, злы, мелочны, что спектакль, по всем видимостям, пройдёт хмуро, и что настроение у него неважное. В день первого представления "Чайки" она отправилась к нему в Петербург. Чехов встретил её на вокзале угрюмый, мрачный и на её вопрос, в чём дело, ответил, что актёры пьесы не поняли, ролей вовсе не знают, автора не слушают...

Ставилась "Чайка" в бенефис комической актрисы Левкеевой, и публика ожидала и от пьесы комического. Как передавала сестра Чехова, с первых же сцен в театре произошёл скандал. Шумели, кричали, шикали, произошла полная неразбериха, всё превратилось в один сплошной, бесформенный хаос.

М.М. Читау: "Антон Павлович сидел, чуть склонив голову, прядка волос сползла ему на лоб, пенсне криво держалось на переносье... Они молчали. Я тоже молча стала около них. Так прошло несколько секунд. Вдруг Чехов сорвался с места и быстро вышел. Он уехал не только из театра, но и из Петербурга". Перед отъездом Чехов написал сестре открытку: "Пьеса шлёпнулась и провалилась".

Своей триумфальной премьерой 17 декабря 1898 года художественный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко реабилитировал чеховскую "Чайку". Силуэт летящей чайки стал эмблемой театра, а Чехов - его постоянным автором".

Возобновление спектакля "Чайка" Антона Павловича Чехова 1896 года в постановке М.Е. Дарского в Александринском театре в Санкт-Петербурге 15 ноября 1902 года. М.Г. Савина - Аркадина, К.А. Варламов - Сорин. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Спектакль Чайка Антона Павловича Чехова. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Майя Плисецкая - исполнительница главной роли и хореограф балета Чайка композитора Родиона Щедрина в Большом театре в Москве (премьера 27 мая 1980 года). Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет Чайка по пьесе Антона Павловича Чехова в постановке режиссера Джона Ноймайера в Гамбургском балете (премьера 16 июня 2002 года), Эдвин Ревазов - Константин (Костя), Анна Лаудере - Нина. Балет Чайка в постановке Бориса Эйфмана на сцене Александринского театра 12 января 2007 года, Мария Абашева и Дмитрий Фишер. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Спектакль Чайка Антона Павловича Чехова в постановке режиссёра Юрия Бутусова в театре Сатирикон в Москве, премьера 15 апреля 2011 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Театр под открытым небом в Риджент парке в 2015 году - спектакль Чайка Антона Павловича Чехова в постановке режиссёра Мэтью Данстера, дизайн: Джон Баузор. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет "Весна священная" Игоря Стравинского

Балет Весна священная Игоря Стравинского 1913 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Париж, 1913. "Весна священная" стала не первым скандалом, связанным с именем Вацлава Нижинского. Из Мариинского театра он был уволен по требованию императорской семьи за слишком откровенный костюм в балете "Жизель", а после знакомства с Сергеем Дягилевым, который поощрял его опыты в области хореографии, Нижинский немало смутил зрителей финальной сценой в балете "Послеполуденный отдых фавна" на музыку К. Дебюсси (1912). Но ничто из этого не могло сравниться с тем громким, скандальным провалом, которым закончилась премьера 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей.

Дягилев порекомендовал Нижинского в качестве постановщика нового балета Игоря Стравинского. Согласно легенде, сюжет балета "Весна священная" пришёл композитору во сне: молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Николай Рерих принял активное участие в работе над либретто, а также создал эскизы декораций и костюмов.

Выбор хореографа вызвал у Стравинского серьёзные опасения. Очевидное отсутствие у Нижинского самых элементарных представлений о музыке и оригинальных мыслей заставляло всерьёз усомниться в его способностях. К несчастью, Михаил Фокин уже прекратил своё сотрудничество с Дягилевым (да и едва ли симпатизировал эстетике "Весны"), а Борис Романов уже был занят в другой постановке.

Сомнения композитора оказались напрасны: его музыка понравилась парижской публике ничуть не больше, чем хореография. Спустя несколько минут "весенних гаданий" в зале начался настоящий бунт. Зрители свистели, поносили артистов и композитора, кричали и смеялись. Тут же нашлись и защитники новой постановки. Всё это слилось в единый гул, в котором разобрать было уже ничего невозможно. Танцовщики дрожали и с трудом удерживали слёзы. Стравинскому буквально приходилось держать Нижинского за платье, чтобы он в бешенстве не ринулся на сцену скандалить.

Вполне доволен остался только Дягилев. Его слова приводит Николай Рерих: "Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия".

Балет Весна священная Игоря Стравинского 1913 года. Вырезка из статьи газеты Нью-Йорк таймс о премьере балета в Париже от 8 июня 1913 года. Фотографии артистов, участвовавших в премьере балета. Зарисовки Марии Пильц, первой исполнительницы жертвенного танца. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Н.К. Рерих. 1912 год. Эскиз костюма пастушка к балету Весна священная Игоря Стравинского, копия с оригинала. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Н.К. Рерих. 1912 год. Эскиз костюма девушки к балету Весна священная Игоря Стравинского, копия с оригинала. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Н.К. Рерих. 1912 год. Эскиз костюма старца к балету Весна священная Игоря Стравинского, копия с оригинала. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Костюмы к балету Весна священная Игоря Стравинского, сшитые по эскизам Н.К. Рериха. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет Весна священная Игоря Стравинского в постановке режиссёра Кеннета Макмиллана в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, Лондон. Премьера: 1962 год. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет Весна священная Игоря Стравинского в постановке режиссёра Джона Ноймайера во Франкфуртском балете, премьера: 25 ноября 1972 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет Весна священная Игоря Стравинского в постановке режиссёра Анжелена Прельжокажа. Премьера: 2001 год. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет Весна священная Игоря Стравинского в постановке режиссёра Клауса Обермайера в сотрудничестве с Ars Electronica Futurelab. Представление со стереоскопическими проекциями. Премьера оркестра Брукнера Линца, Денниса Рассела Дэвиса. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет "Болт" Фёдора Лопухова

Балет Болт Фёдора Лопухова 1923 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Петроград, 1923. Балет Фёдора Лопухова "Болт" на музыку Дмитрия Шостаковича был первым опытом построения танцевального спектакля на основе советской производственной тематики. Октябрьская революция существенно повлияла на репертуар драматической и оперной сцены, однако попытки радикального переворота в области хореографии раз за разом терпели неудачу. "Болт" не стал исключением.

Шостаковичу предложили написать балет по либретто Виктора Смирнова "Вокруг новой машины". Последний стал директором Московского художественного театра сразу после Гражданской войны и не имел опыта литературной работы. Предложенный им сюжет не отличался оригинальностью: некая машина ломалась (проблема усталости материала), затем её чинили (проблема обновления техники) и одновременно покупали новую, танцем вокруг которой и завершался балет. Композитор с трудом скрывал своё разочарование.

Большая часть спектакля представляла собой сатирическое обозрение отрицательных явлений своего времени: бытового разложения и пьянства отдельных отсталых рабочих, приводящего к разгильдяйству и прямому вредительству. В балет были введены самодеятельные игры, инсценировки, политинтермедии, хореографические плакаты, радио-рупора.

Хореография Лопухова была построена на основе производственных движений, взятых либо из промышленного труда (например, танец текстильщиц) либо из воинских действий и упражнений (танцы красноармейцев всех родов орудия в последнем действии). Существенное нововведение заключалось в том, что в отличие от "танцев машин" Николая Фореггера, подражавшего движениям винтов и колёс, на первое место выдвигалась специфика именно человеческого труда.

8 апреля 1931 года состоялось единственное представление спектакля в Ленинградском театре оперы и балета. Отзывы прессы были крайне отрицательными: постановщика обвиняли в смаковании пьяного и разнузданного разгула, издевательствах над пролетариями и красноармейцами. Объявленные спектакли срочно заменили на "Дон Кихот", а через две недели газеты сообщили, что "Болт" по решению руководства театра снят из репертуара и будет радикально переработан. Больше "Болт" на сцене не появился".

Балет Болт Фёдора Лопухова 1923 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет Болт Фёдора Лопухова 1923 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет Болт Фёдора Лопухова, возобновлённый в постановке режиссёра Алексея Ратманского в Большом театре в Москве, премьера: 25 февраля 2005 года. Выставка Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)

Балет "Величие мироздания" Фёдора Лопухова

Балет Величие мироздания Фёдора Лопухова 1923 года. Аннотация к выставке Полный провал в Музее театрального и музыкального искусства (Россия, Санкт-Петербург)Из аннотации к выставке:

"Петроград, 1923. Неудачу совершенно другого рода потерпел более ранний хореографический эксперимент Фёдора Лопухова. В танцсимфонии "Beличие мироздания" на музыку Четвёртой симфонии Л. Бетховена он попытался вовсе отказаться от сюжета в пользу более абстрактной образности и наукообразных форм. Спектакль должен был представить эволюционную теорию развития средствами танца.

Балет был показан широкой публике в Петроградском театре оперы и балета 7 марта 1923 года, и вызвал у последней неожиданную реакцию, а точнее, её полное отсутствие: не раздалось ни аплодисментов, ни свиста. После этого балет не ставился долгие годы.

Псевдо-провал "Величия мироздания" перечеркнул целое направление в советской хореографии, которая на долгие годы пошла по пути драмбалета. Примечательно, что в постановке принимал участие молодой Георгий Баланчивадзе (Джордж Баланчин), который продолжил работать в области симфонического балета уже на Западе".


Спасибо за внимание! Буду рада видеть Вас снова!
Поделиться с друзьями:



Поблагодарить автора или поддержать блог можно, перейдя в раздел "Donation":


ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ, КЛИКНУВ НА ОРАНЖЕВЫЙ ЯРЛЫЧОК НИЖЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СООБЩЕНИЯ В ЭТОМ БЛОГЕ