Эта выставка проходила в музее-усадьбе Г.Р. Державина в мае-июне 2016 года. Но вспомнилось про неё только сейчас в преддверие такого нашумевшего фильма, как "Матильда". Фильм только-только вышел, а раскаты грома идут давно и по всему "союзу":)))
И я никак не могла понять причин такого всенародного негодования. Потому что фильм они ещё не смотрели и понятия не имели, что он из себя представляет.
Правда, я его тоже ещё не видела, но, благодаря этой выставке, знаю, что к созданию фильма причастны мастера очень высокого уровня и очень высоких заслуг. И они проделали потрясающую работу, чтобы из "Матильды" мог получиться шедевральный исторический костюмный фильм.
Получилось это у режиссёра или нет, мы узнаем после активного проката, а я Вас сейчас познакомлю с тёмными закулисными именами, которые редко звучат в рекламе наших российских фильмов, но, благодаря которым, мы знаем и любим наши фильмы именно такими, какие они есть. Правда, авторы выставки почему-то выделили только два имени, хотя, на самом деле, их было гораздо больше.
Филиал Всероссийского музея А.С. Пушкина, музей-усадьба Г.Р. Державина организовала выставку в рамках XXIV Всероссийского кинофестиваля "Виват, кино России!":
Афиша выставки "Художник в кино" на официальном сайте Всероссийского музея А.С. Пушкина - http://www.museumpushkin.ru/vystavki1/arhiv_vystavok/hudozhniki_v_kino.html |
2016 год был объявлен годом российского кино, поэтому подобных событий было достаточно много. Но в стенах усадьбы Державина посещать их было наиболее приятно! Потому что музей недавно отреставрированный, очень светлый, ухоженный и очень доброжелательный:
Я написала о нём большой и красочный отзыв, так что можете полюбоваться и запастись там необходимой информацией - https://otzovik.com/review_3413902.html.
Большими буквами на афише были заявлены работы двух художников - Надежды Васильевой и Веры Зелинской:
Но на выставке были и другие имена, и их работы тоже впечатляли. Жаль, что мне не хватило запаса аккумуляторов на фотоаппарате, чтобы я смогла всё подробно зафиксировать. Поэтому фото будет очень мало, но достаточно для общего понимания картины.
Первое имя на выставке - Вера Евгеньевна Зелинская. Как говорится в аннотации, "член Санкт-Петербургского Союза художников, лауреат Государственной премии Российской Федерации (2001) и других престижных премий". Художник-постановщик очень многих известных советских и российских фильмов, но на выставке я ухватила только один. Уж больно неожиданным оказалось увидеть здесь картинки именно из него - из фильма "Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987 года:
Эскиз к фильму "Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987 года. Режиссёр: Валерий Родченко. Художник-постановщик: Вера Евгеньевна Зелинская |
Эскиз к фильму "Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987 года. Режиссёр: Валерий Родченко. Художник-постановщик: Вера Евгеньевна Зелинская |
Эскиз к фильму "Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987 года. Режиссёр: Валерий Родченко. Художник-постановщик: Вера Евгеньевна Зелинская |
Эскиз к фильму "Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987 года. Режиссёр: Валерий Родченко. Художник-постановщик: Вера Евгеньевна Зелинская |
"Так вот ты какой - северный олень!":))) Работа художника-постановщика, которую можно пощупать собственными руками:)
Когда поднималась на выставку, то понимала, что работа кинохудожника заключается в том, чтобы рисовать будущие сцены из фильма предварительно на бумаге. Но никогда не видела эти эскизы прежде и не знала, насколько точными планами они могут являться. Зато теперь и у меня, и у Вас есть возможность увидеть и узнать:
Кадры из фильма "Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987 года. Режиссёр: Валерий Родченко. Художник-постановщик: Вера Евгеньевна Зелинская. Художник-кукольник: Екатерина Озерова |
Кадры из фильма "Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987 года. Режиссёр: Валерий Родченко. Художник-постановщик: Вера Евгеньевна Зелинская. Художник-кукольник: Екатерина Озерова |
Кадры из фильма "Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987 года. Режиссёр: Валерий Родченко. Художник-постановщик: Вера Евгеньевна Зелинская.Художник-кукольник: Екатерина Озерова |
Кадры из фильма "Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987 года. Режиссёр: Валерий Родченко. Художник-постановщик: Вера Евгеньевна Зелинская. Художник-кукольник: Екатерина Озерова |
У меня совершенно случайно получилось уловить именно те фильмы, главную роль в которых сыграл именно Василий Ливанов. Я не специально, само собой так вышло:)))
Причём второй фильм - это самая известная и почётная его роль. Конечно же, Шерлок Холмс! На выставке был представлен эскиз в исполнении Надежды Васильевой к фильму "XX век начинается":
Эскизы костюмов к заключительному фильму сериала "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" "XX век начинается" 1986 года. Режиссёр: Игорь Масленников. Художник: Надежда Васильева |
Эскизы костюмов к заключительному фильму сериала "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" "XX век начинается" 1986 года. Режиссёр: Игорь Масленников. Художник: Надежда Васильева |
Эскизы костюмов к заключительному фильму сериала "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" "XX век начинается" 1986 года. Режиссёр: Игорь Масленников. Художник: Надежда Васильева |
Главным художником в этом фильме выступил народный художник Российской Федерации Исаак Каплан. Художником по костюмам - Нелли Лев. А Надежда Васильева участвовала в создании этого легендарного фильма в качестве ассистента художника по костюмам, то есть помощницей Нелли Лев:
В аннотации к выставке про Надежду Васильеву было сказано немного: "художник по костюмам фильмов «Брат» (1997), «Про уродов и людей» (1998), «Брат-2» (2000), «Идиот» (2003), «Мастер и Маргарита» (2005) и др. Участвовала в коллективных выставках. Автор персональной выставки (1999)".
Это очень скудная информация, которая представляет автора творцом картин с несколько депрессивным визуальным рядом. Но по её участию в создании "Шерлока Холмса" Вы уже можете видеть, что это не совсем так. А уж по тем костюмам, которые Вы увидите ниже к фильму "Матильда" Алексея Учителя, Вам сразу станет понятно, что художник в кино обладает колоссальным кругозором, но всегда идёт вслед за своим режиссёром, воплощая именно те образы, которые тот ему задаёт.
Ещё при подготовке этой заметки и просмотре информации о том, что из себя представляет работа художника в киносфере, наткнулась на очень простую и понятную схему, выложенную на сайте - http://www.art.ioso.ru/seminar/2008/projects9/Rigenko/noname12.htm:
В этой статье вся работа художника кино и ТВ была поделена на этапы:
Правда, это описание упустило ещё один важный момент: художник помимо всего прочего отвечает ещё и за абсолютный реализм в кадре: каждая созданная им вещь или деталь должна быть "подлинной", ни в коем случае не быть похожей на бутафорскую. Всё, что оказывается в кадре, должно заставлять человека поверить, что всё это - истинная правда.
- "Сначала мы читаем сценарий – специальный вариант для художника... На этом этапе мы стараемся понять режиссерскую идею в целом.
- Затем мы делаем раскадровку: несколько ключевых кадров будущего фильма, нарисованные от руки, довольно схематичные. Их задача – передать общую идею, стиль, характер, цвет. Именно с помощью раскадровки режиссер может увидеть, как его понял художник, внести поправки, уточнить что-то.
- Когда режиссер доволен, дальше идет следующий этап – создание эскизов. Это самостоятельные художественные произведения, рисунки мест и помещений, где будут проходить съемки.
- Затем художник отправляется на поиски натуры, то есть места для съемок. Например, нужна комната с действующим камином или старая беседка неземной красоты, художник ходит и ищет, делает фото и получает одобрение режиссера.
- Бывает и так, что места, которое жизненно необходимо для съемок, еще не существует в природе, по крайней мере в нашей стране, а на заграничные места нет денег. Тогда художник делает подробный чертеж, на миллиметровке с указанием всех размеров. Эта часть работы чем-то напоминает работу архитектора, правда, план помещения, который получается в итоге, более хитрый, чем у архитекторов. Так как может включать в себя дверь, которая никогда не откроется, или окно, которое выходит на бетонную стену. Затем снимается павильон на «Мосфильме» и начинается строительство. Когда строительные и отделочные работы закончены, художник начинает обживать, а если надо, то и «старить» помещение, наполнять его нужными предметами, создавать задуманную атмосферу. Сразу надо быть готовым к тому, что это все, во что ты вложил столько сил и времени, живет всего пару недель, а потом декорации сломают и разберут. Память останется только на пленке.
- Когда команда приступает к съемках, у художника не наступают выходные, он постоянно должен держать руку на пульсе. Что-то добавить в обстановке, убрать, подсказать. На съемочной площадке, суета, крики, неразбериха… Удивительно, как из всего этого хаоса рождается то, что, мы видим в конечном итоге на экране".
И тут мы плавно переходим к наглядным образцам такой работы художника:
Не известно, для какого фильма была изготовлена эта модель первого кинопроектора. И на страницах художника Инома Мансурова я упоминания о ней тоже не нашла. Загадка... Может, кто-то из читателей приоткроет эту тайну?
Следующая загадка - набор деталей игрового реквизита в виде копий аксессуаров конца XIX века художников Ольги Лавровой и Е. Климутко:
По именам Николая II и К.П. Победоносцева предполагаю, что эти вещи могли быть изготовлены в качестве реквизитов к фильму "Матильда" Алексея Учителя. Тем более, что они находились именно в том углу, где были и другие реквизиты к данному фильму. Осталось посмотреть фильм и выяснить, к кому же применялись пыточные маска и шприц:
Страшные вещи. Лучше перейдём к более позитивным элементам. Например, к кукольному театру цесаревича Алексея, сына Николая II и несостоявшегося наследника престола:
Этот театр явно был сделан по образцу и подобию настоящего кукольного театра цесаревича, который в 2015 году был передан Александровскому дворцу (Царское село) от Театра кукол им. С.В. Образцова:
Слева: кукольный театр цесаревича Алексея, выполненный в 2016 году художником Ольгой Лавровой в качестве реквизита к фильму "Матильда". Справа: подлинный кукольный театр "Гиньоль" (Guignol) цесаревича Алексея, хранящийся в Александровском дворце музея-заповедника "Царское село" (фото с официального сайта музея: http://www.tzar.ru/info/info-events/title/?id=4806) |
По образцу, да не совсем:) Кино-вариант получился более светлым и патриотическим: убрали название "Гиньоль", добавили декоративных элементов и заменили гобелен на русский былинный сюжет:
Потому что в начале XXI века такой театр уже и российскими мастерами может быть сделан, а не только французскими. Очень патриотичный у фильма уклон. Даже в мелочах.
Следующий реквизит к фильму "Матильда" - это образец архитектурной работы художника - макет декорации, которая должна была быть построена в залах императорского дворца:
Автор Мария Занько построила целый заснеженный мир внутри огромного сундука-шкатулки. И наполнила этот мир горками, елями, санями, ребятишками, играющими в снежки, и всё это выглядело очень натурально:
Очень хочется иметь такую игрушку у себя дома. Нужно подумать о сундуке с декорациями:)))
Всё, закончили с реквизитами. Переходим к костюмам - главной жемчужине в коллекции любого художника в кино. И те костюмы, которые предоставила для выставки официальный художник по костюмам фильма "Матильда" Надежда Васильева, - это, действительно, настоящая жемчужина:
Очень сложная и очень трудоёмкая работа. Колоссальное количество вышивки, изумительные силуэты, очень тонкая игра цвета, необыкновенные ткани, и всё это настолько педантично и аккуратно сложено, что я не представляю, каким уровнем перфекционизма обладает художник Надежда Васильева. Хотя, возможно, это просто результат многолетнего мастерства, который смог выразить себя, именно благодаря фильму такого масштаба, как "Матильда".
Кстати, о вышивке, которая привлекла моё внимание. На выставке была представлена вышивальная машина Brother PR655 Entrepreneur:
И образцы её работы. Сфотографировать которые у меня не получилось:( Покажу лишь одну полусмазанную фотографию, чтобы примерно Вас сориентировать, какие узоры создают и воплощают наши художники в кино:
Какое же облегчение для современных художников и костюмеров, что есть такие замечательные компьютерные машины! Сама о такой машинке давно мечтаю, но цена очень кусается:(
К слову, во время проведения этой выставки посетителям предлагалось не только осматривать экспонаты, но и поучаствовать в мастер-классах, которые проводили Вера Зелинская и Надежда Васильева. И в рамках этих мастер-классов можно было узнать как раз и о техниках вышивания. Думаю, машинка появилась на выставке как раз по этому поводу. Я, к моему большому сожалению, участия в этом не приняла.
И на закуску этой заметки я оставила чуть-чуть фотографий очень "вкусных" атрибутов женского костюма, которые не теряют актуальности во все времена, - шляпки, выполненные Еленой Михайловой:
Правда, с птичками сейчас носить очень опасно - наши яростные защитники природы этого не поймут. И доказать, что это муляж, будет очень сложно. Поэтому ограничимся только перьями:)))
На этом у меня всё. Спасибо Вам за внимание! Буду рада, если Вам понравилось и Вы поделитесь своими эмоциями в комментариях.
Поделиться с друзьями:
Поблагодарить автора или поддержать блог можно, перейдя в раздел "Donation":
ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ НА ТЕМУ ИСКУССТВА, ИСТОРИИ И МОДЫ
(также можно кликнуть на оранжевый ярлычок внизу - тогда будут показаны все сообщения в этом блоге под этим ярлыком)
Выставка "Другая Гурченко" в доме-музее Ф.И.Шаляпина в Санкт-Петербурге - Рукотворный стиль Людмилы Гурченко в его первозданной красе
Отзыв: "Иконы стиля: История моды XX века" под редакцией Герды Буксбаум - замечательное пособие для экспресс-погружения в мир моды прошлого века
Мастер-класс Влада Лисовца "Модные тренды сезона осень-зима 2016-2017"
Комментариев нет:
Отправить комментарий