Я долго ломала голову над тем, каким образом мне оформить заметку о творческой встрече с Валерием Плотниковым, не имея на руках его фотографий, которые не были бы защищены авторским правом. И та дам! Свершилось! Двумя неделями позже я оказываюсь на спектакле во Дворце культуры "Выборгский", и кого я там вижу? Валерия Плотникова собственной персоной! Нет, не его самого, конечно, а его фотографии.
И вот теперь, когда у меня есть всё необходимое для этой заметки, я могу наглядно познакомить Вас с творчеством этого неординарного человека.
ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ВАЛЕРИЕМ ПЛОТНИКОВЫМ "СВИДЕТЕЛЬ ЭПОХИ"
Эта встреча проходила в культурно-образовательном пространстве Охта Lab, который я с большим удовольствием посещаю и на рассылку которого подписана. Вот из этой рассылки я и узнала о грядущем событии 10 февраля 2017 года:
Афиша творческой встречи с Валерием Плотниковым на сайте Охта Lab. http://www.okhtalab.ru/event/tvorcheskaya-vstrecha-s-valeriem-plotnikovym-svidetel-epohi/ |
О самом пространстве Охта Lab и его работе можно почитать в отзыве на сайте "Отзовик". Здесь же я ограничусь только тем, что посетую на некоторую недоработанность со стороны организаторов этой встречи. Потому что в Охта Лаб 100%-но было оборудование для работы с микрофоном, но на этой встрече оно, к сожалению, не использовалось, а потому некоторые слова из речи Валерия Плотникова я не смогла разобрать:( Зато смогла услышать главные, и ими могу поделиться.
Для начала познакомлю Вас с началом биографии автора:
Которую так неуместно закрыли рекламой фотоцентра "ФотоПро", где были отпечатаны фотографии для выставки в ДК "Выборгский". И поэтому нет возможности увидеть самую главную информацию: необычная юность в необычном окружении породила необычное увлечение, переросшее в необычную профессию - фотографировать необычных людей. А именно - фотографировать очень известных талантливых людей, которые стали своеобразным знаменем целой эпохи.
Правда, организаторы творческой встречи очень хитро обошли вопрос об уточнении, а что именно за эпоху они имели в виду? На афише была обозначена сфера интересов автора:
"... как жили, работали, творили советские и российские актеры, режиссеры, композиторы в театре и в кино".Но этого определения явно недостаточно, чтобы охарактеризовать эпоху. Более того, его недостаточно, чтобы охарактеризовать "уходящую эпоху", свидетелем которой чаще всего Валерия Плотникова называют и каковым он сам себя считает. Если прочитать имена "уходящих" героев:
"...Михаила Барышникова, Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Алисы Фрейндлих, Владимира Высоцкого, Лили Брик и Сергея Параджанова, Аллы Демидовой, Юрия Богатырёва, Иннокентия Смоктуновского, Бориса Эйфмана, ..., Андрея Вознесенского, Василия Аксенова и многих других".То определённую закономерность проследить можно. Точнее, я могу для себя эту закономерность сформулировать, но не претендую на то, что моё умозаключение будет истинным.
Я смотрела на фотографии лиц на выставке в ДК "Выборгский" и, переходя от одних глаз к другим, ловила себя на том, что во всех этих взглядах было нечто общее, нечто объединяющее и сближающее их между собой - они все были очень серьёзными. Не в том плане, что жёсткими или тяжёлыми, а в том, что очень вдумчивыми и умными:
Коллаж из фотографий советских и российских звёзд, снятых фотографом Валерием Плотниковым |
Как будто глядя в объектив фотоаппарата, они смотрели не на фотографа, а сквозь него - в вечность, в глаза других людей, которые когда-то где-то будут разглядывать эти фотопортреты и изучать, исследовать каждый момент, каждую деталь этих портретов, выстраивая в голове образ именно той эпохи, которую и запечатлел фотоаппарат. Будут выстраивать образ того времени, которое именно эти люди и олицетворяют. И я уверена, что каждый из них если не понимал это, то очень хорошо чувствовал и сознательно брал на себя такую ответственность - выступать лицом исторической эпохи.
И поэтому отправной точкой для её описания я выбрала слово "ответственность".
Под этим словом я понимаю умение осознавать, что каждое слово и действие имеют далеко идущие последствия и оказывают влияние на жизнь и сознание окружающих людей, а не только самого исполнителя. Это умение оценивать степень и характер влияния на других людей, и умение отвечать за неблагоприятные для них последствия.
В случае с деятелями культуры и искусства, эта ответственность принимает гиперболизированный характер, потому что становится смыслом всей их жизни: всё, что они создают и распространяют, - это всё имеет влияние на судьбы многих поколений людей. Эти деятели живут и творят для людей - для их морального, духовного и нравственного воспитания. Для того, чтобы каждый прикоснувшийся к их творчеству мог стать лучше, выше, сильнее, умнее и культурнее себя вчерашнего. По крайней мере, так должно быть.
Коллаж из фотографий советских и российских звёзд, снятых фотографом Валерием Плотниковым |
Но... в какой-то момент в нашей стране что-то сломалось. Сбились ориентиры. Главенство стали получать те деятели, которые творили не ради людей и их лучшего будущего, а ради сиюминутного результата. Ради популярности, статуса и денег. Ради развлечения желаний плоти, а не души и разума. И на таком фоне голоса тех, кто отвечал за рост и развитие, начали глушиться и пропадать. И, конечно, в такой момент стало более очевидным, что за эпоха предшествовала нынешней.
Я назвала эту уходящую эпоху так - "эпоха воспитателей и учителей". Эпоха людей, которые умели глядеть вдаль и закладывать в своих подопечных самые главные, самые нужные и самые вечные знания - идеалы достоинства и нравственности, позволявшие человеку оставаться человеком и не терять своего культурного и морального облика в погоне за популярностью или денежным состоянием. Эпоха учителей, которые несли в себе ген той русской созидающей интеллигентности, благодаря которой в стране рождалось большое число талантливых людей и благодаря которой у России было основание именоваться великой. Эпоха интеллигентных героев, которые не боялись репрессий, давления или небытия, а больше боялись предать себя и тех, кто в них верил. Эпоха нестяжателей, которые были готовы отдать всё, что у них есть, ради будущего своих соотечественников, вместо того, чтобы продаваться ради комфорта. Эпоха учителей, которые могли быть бедны деньгами, но всегда были богаты талантливыми учениками.
Я не претендую на то, что это определение близко к тому, что закладывал в свои работы Валерий Плотников. Но именно такое представление у меня сложилось при общении с его творчеством. И, значит, есть что-то такое в его фотографиях, и, значит, моя формулировка имеет право на жизнь. Тем более, что сам процесс создания фотопортретов в то время не предполагал какой-то большой финансовой выгоды как для фотографируемого, так и для фотографа.
Сейчас это звучит непривычно, но в советское время фотография не была бизнесом. Она была либо работой, либо искусством, либо увлечением без коммерческой цели. И те, кто оказывались на плёнке, делали это не ради денег или популярности, а ради людей - своих поклонников и современников, чтобы быть к ним ближе. И получалось так, что, скорее, фотография шла за своими героями-кумирами, нежели "кумиры" размножали свои фотографии, чтобы создавать себе поклонников. Это первое. А второе: подобные фотопортреты были единственным способом личного общения героя с людьми, потому что тогда ещё не существовало социальных сетей, и нельзя было позвонить по мобильному телефону. Поэтому и создавались "говорящие" фотопортреты - в антураже, пропитанные определённым духом и несущие в себе какое-то послание, которое вызывало в смотрящем на них интересный внутренний диалог с героем.
Владимир Высоцкий. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 20.05.1976 или 01.09.1979) |
Андрей Миронов. Фотограф: Валерий Плотников |
Вот как раз этого диалога и не хватает многим современным фотопортретам (но, слава Богу, не всем!). Красивых картинок огромное количество, а мыслей они не вызывают. Потому что отсутствует приглашение к разговору. И в результате этого исчезает послание от эпохи к эпохе.
Но это мои слова! Валерий Плотников их не говорил! Это я сейчас специально выделяю для копирайтеров, которые могут зайти сюда ненароком и попытаться скопировать запись, не вдаваясь в смысл текста. Нет! Вот здесь я ставлю водораздел между личной информацией и передачей корреспондентской сводки с места события.
Возвращаемся в Охта Лаб.
Встреча проходила в формате лекции. На подиумной площадке было расставлено семь фоторабот Валерия Плотникова (седьмую не видно на фото), о которых предполагалось, что он будет говорить. Забегая вперёд, скажу, что изучили мы только одну - самую крайнюю слева - фотографию Ирины Купченко.
На площадке стояло кресло, а также стол, который выступал не просто элементом обстановки: на нём располагалась важная печатная продукция - фотоальбомы с работами Валерия Плотникова, которые можно было приобрести и подписать непосредственно у автора:
На данный момент (апрель 2017 года) отпечатано 8 таких фотоальбомов, но приобрести их непросто. Наиболее удобным способом будет связаться с Валерием Плотниковым или его помощниками на страницах ВКонтакте или в Фейсбуке. Но можно попробовать и напрямую - по телефонам, указанным на сайте фотоцентра "ФотоПро" - http://www.photopro.ru/user-details/Plotnikov/.
А я начинаю репортаж и перехожу к истории создания одного фотопортрета.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА ИРИНЫ КУПЧЕНКО
Ирина Купченко. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 04.07.1982) |
Это фотография, которая создавалась почти целый год.
За год до этого кадра Валерий Плотников каким-то случайным образом оказался в живописном подмосковном имении "Архангельское", которое на тот момент находилось в ведомстве Министерства обороны. И заприметил там потрясающе красивую картину заходящего солнца, которое огромным апельсином опускалось на фоне архитектурно-зелёного ландшафта.
Загоревшись желанием использовать такой замечательный фон, фотограф договорился о съёмке с одной из своих любимых "моделей" - Ириной Купченко. Но приехав на съёмку, обнаружил, что солнце садилось уже не в том месте и не в том положении, которое создавало нужный визуальный эффект. Вот тогда и было принято решение перенести съёмку на следующий год, но уже на тот день и время, когда наблюдалось редкое природное явление. Как раз очень кстати за год ожидания появился и костюм, подходивший для фотосъёмки, - его сшил Вячеслав Зайцев в двух вариантах - чёрном и белом.
И вот прошёл год, все участники собрались в "Архангельском", было получено разрешение на съёмку от Министерства обороны, была привезена осветительная аппаратура, были закуплены живые цветы, и наконец подъехал Вячеслав Зайцев, который должен был привезти костюм из своего Дома моделей. И тут обнаружилось, что костюм не тот. Костюм чёрного цвета... Съёмка перенеслась на неделю.
Третья и финальная стадия съёмок ознаменовалась очередным непредсказуемым сюрпризом и опять со стороны природы: при обещанном солнечном прогнозе на "Архангельское" обрушился ливень. Самый настоящий ливень. Но было принято решение всё равно ехать в расчёте на то, что хоть небольшие проблески в небе, но всё же будут. Валерий Фёдорович взял с собой мобильный студийный свет для дополнительного освещения. Розы ещё не завяли к тому времени. Для того, чтобы построить правильную композицию в кадре, все участники разместились на стульчиках и стремянках: Ирина Купченко стояла на стульчике, чтобы приблизиться к горизонту, но не закрыть его, розы тоже стояли на какой-то стойке, сам Валерий Плотников фотографировал со стремянки, Вячеслав Зайцев, который держал зонт над Ириной Купченко, тоже, по идее, должен был стоять на каком-то возвышении. И Валерию Плотникову тоже приходилось держать зонт над своей аппаратурой, чтобы не намочить её. Все стояли в ожидании, когда разойдутся тучи и проникнет свет.
И это произошло! Но... Этого момента ждали не только участники фотосъёмки. Как только прекратился ливень и появилась возможность проскользнуть сухими, из-под деревьев сразу же хлынули экскурсанты - посетители усадьбы "Архангельское". И это было уже почти фиаско. Но тут опять "но"! На счастье наших героев в составе экскурсионной группы оказалась Софико Чиаурели со своими внуками. И Валерий Плотников попросил её помочь сдержать эту толпу, пока он не сделает несколько важных кадров. И Софико Чиаурели помогла. Так и появился этот уникальный потрет Ирины Купченко.
Потом уже, после фотосъёмки, рассматривая получившуюся картину, Валерий Плотников обнаружил, что все перенесённые невзгоды в итоге привели к гораздо более лучшему результату, чем он ожидал получить в начале. Приглянувшееся ему апельсиновое солнце сотворило бы очень оптимистичный, яркий и резкий фон, который лишил бы образ Ирины Купченко тайны, отвлёк внимание и нарушил художественную целостность картины. А вот серое тяжёлое небо и размытые, как будто гуашью нарисованные изваяния, лестница и парк, наоборот, - создали нужный фон и атмосферу и, буквально, сыграли фотографу на руку. Как сказал сам Валерий Плотников, ему, действительно, в процессе создания этой фотографии очень сильно повезло.
И таких фантастических историй было ещё несколько, но я упомяну их в том порядке, в каком Валерий Плотников рассказывал о них на своей встрече.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВАЛЕРИЯ ПЛОТНИКОВА
1. Всю свою жизнь фотограф проживал и проживает в самом центре Санкт-Петербурга - на Невском проспекте, д. 54, в доме напротив Елисеевского магазина, Екатерининского сада и Александринского театра. С 4 класса он учился в школе-гимназии № 222 "Петришуле", а также в художественной школе при Академии художеств, где оказался в одном классе с Олегом Григорьевым (поэтом и художником) и Михаилом Шемякиным. Потом был ВГИК и всё то, о чём уже написано много статей, поэтому я не буду здесь эту информацию пересказывать.
2. Фотография Елены Соловей, где она в центре круга из разложенной юбки-веера. Это фотография создавалась не в положении сверху над лежащей актрисой, как это может показаться, а стоя возле фона, на который Валерий Плотников булавками по кругу прикрепил юбку. Юбка была сшита из жёсткой ткани и поэтому очень хорошо держала заданную форму.
3. Но самому фотографу больше нравится другая фотография Елены Соловей - для проб к фильму "Дубровский", где он нарядил её в коротенькую газовую занавеску и снял на контрастном чёрном фоне. На этом чёрном фоне оказался запечатлён и палец Рустама Хамдамова - сценариста, художника и кинорежиссёра, который поддерживал этот фон на съёмке.
4. Самая болезненная страница в жизни фотографа - это история работы на фильме "Солярис" Андрея Тарковского. Точнее, его неработы. Потому что Валерий Плотников продержался только три месяца на этих съёмках и ушёл. "... я точно и сейчас убеждён, что фильм "Солярис", который снимал Андрей, - это не его удача... а я снимаю только то, во что я сам верю". Хотя спустя годы после слов своей жены Светланы о том, что можно было быть и подипломатичнее, и не таким резким, фотограф нам рассказал следующее:
"Если бы я знал, что следующим фильмом будет "Зеркало", я бы, честное слово, потерпел... но я всегда считаю, что если судьба, если кто-то свыше тебе не помогает, значит, в чём-то... я не прав, что-то я не так замыслил. Вот мы начали снимать фильм, я имею в виду "Солярис", со следующей сцены. Это была самая простая сцена, чтобы разогнаться, войти в режим съёмки, - сцена пресс-конференции. И Андрей замечательно, как гений, как мастер, подошёл серьёзно к этому. Пресс-конференция, значит, нужно выстроить сцену будущего (в котором, кстати, мы с вами сейчас живём и находимся)... Выстраивается круглое помещение с эллипсовидными окнами разной высоты... Всё замечательно. Андрей... решил позвать настоящих журналистов, благо, в Москве их много, но - западных, естественно, не из газеты "Правда", и не "Комсомольская правда". Позвать настоящих журналистов, но, чтобы сэкономить, - половину западных, а половину - "Труд" и "Правда" и т.д. Но журналисты западные говорят: "Или мы, или они, мы с ними на одну сторону не сядем". Андрей вздохнул и ответил: "Конечно, вы"... Тогда получается, приглашаем только буржуазных корреспондентов. Там было человек 15-16. 300 долларов в день - это не их профессия, поэтому они не хотели просто так играть. По-моему, вот на эту сцену только весь бюджет валютный в Москве у него был утрачен. Ладно, согласились. Приглашаем вот этих корреспондентов, действительно, чистой, совершенно замечательной породы. Андрей, оставаясь великим режиссёром, думает: "Надо, чтобы, действительно, было видно, что это пресс-конференция, что это, прежде всего, Тарковский". И решает: "Пусть за окнами идёт снег". Хорошо, пусть снег. Андрей не признаёт резаную бумагу. Даже в "Андрее Рублёве" там летят такие хорошие настоящие пушинки. ... За стенами павильона размещают уловители, чтобы пух не утянуло. Замечательно, отрепетировали, пошло, камера. Включили приборы, мощные, большие. А летит снег за окнами из-под потолка, рабочие бросают. И как я с астрономией пролетел (при съёмке портрета Ирины Купченко), так тут немножко все забыли, что сейчас приборы нагреют воздух. И пух повёл себя так: полетел-полетел, завис и пошёл наверх, ближе к центру комнаты, там остыл и стал падать уже на корреспондентов, на всех-на всех... Хорошо, отменяется эта съёмка. На следующий день Андрей находит другой выход: "Пусть за окном пролетят вороны".
Кстати, вот эта ворона, я думаю, что это она, потому что они живут долго. Потом я её использовал вот в этой своей фотографии Смоктуновского.
Ворона, а она - не просто ворона, она дрессированная, она умная, она, действительно, снимается из картины в картину. Но пролететь вон там за окном точно - она не умеет. Андрей возмущается дрессировщику-воспитателю вороны: "Вот что ты не можешь сделать?". А как заставить? Я потом когда с этой вороной общался на этой съёмке (со Смоктуновским), со стороны это было очень смешно, хотя мне было немножко не до смеха. В конце концов, ладно, понятно, что ворона не пролетит за окном, и решают её привязать просто к веточке. Пусть сидит на ней, ладно, привязали её... Опять, значит, начинается съёмка. Ворона передумала... Она захотела полететь. Ну, вы себе представили что это такое. Она падает навзничь, бьётся в истерике крылами. Иностранные корреспонденты, конечно, в большом таком ужасе. В общем, отменяется и эта сцена. В конце концов снимают просто без вороны, без снега, просто конференцию. Сняли и сняли. И вот всё, закончились съёмки, уже фильм смонтирован, и вдруг кто-то умный соображает: "А если кто-то из собрания, которое здесь сидит, окажется американским шпионом? Немецким или французским?" А тогда это делалось на раз, я не буду это удостаивать внимания. Тогда надо будет вырезать целую сцену. И от греха подальше решают переснять сцену пресс-конференции просто в кабинете Сизова, тогдашнего директора Мосфильма. Обыкновенный деревянный стол, простой советский с красным или зелёным сукном, я не помню. Берутся обыкновенные корреспонденты (не разобрала названия зарубежных газет), и всё..."
Потом, спустя какое-то время, Валерий Плотников помирился с Андреем Тарковским, благодаря доброжелательным отношениям, которые у него сложились с Антониони. По крайней мере, Тарковский, увидев покровительство фотографу со стороны уважаемого им мастера, начал здороваться и прощаться с Валерием Фёдоровичем.
Кстати, вышеприведённую речь Валерия Плотникова я смогла дословно воспроизвести, благодаря видео, которое сняла на этой встрече. Если кто-то сомневается в точности информации, то он может проверить её, сверившись с этой записью:
Да, качество звука оставляет желать лучшего, но это всё же лучше, чем ничего. А я продолжаю рассказывать дальше.
5. Фотография Иннокентия Смоктуновского с вороной на плече. Это съёмки фильма Анатолия Эфроса "Заповедник", который вышел в прокат под названием "В четверг и больше никогда", где снялся и сам Валерий Плотников и изобразил самого себя - фотографа. И придумал он тогда на съёмках этого фильма кадр - практически из оперы "Русалка", который был навеян живописным местом этих съёмок.
Дело в том, что съёмки проходили на Оке, почти в тех же местах, где Никита Михалков снимал свои фильмы "Неоконченная пьеса" и "Обломов". Только Михалков снимал на высоком берегу, а наши герои в заповеднике на низком. Для съёмки кадра Валерий Фёдорович нашёл болотистый тинообразный пруд, охранник заповедника подобрал для них приличные срубы, благодаря которым можно было устроиться на стоящем в воде пне. И для полноты кадра не хватало как раз такой чёрной мрачной точки - вороны на плече, которую Валерий Плотников добыл и привлёк к съёмкам. Вот только заставить эту ворону усидеть на плече, ну, никак не получалось: как только фотограф отходил от модели к фотоаппарату, ворона сразу же перебиралась с плеча Смоктуновского на его голову - очень уж ей хотелось сыграть главную роль, а не второстепенную. Минут 20, если не полчаса проходила эта игра в салочки - плечо-голова, голова-обратно и так по кругу. Валерий Плотников просто не успевал добежать до фотоаппарата - ворона взбиралась на голову гораздо быстрее. Но, вот, каким-то чудом на энном дубле ворона всё-таки осталась сидеть на плече, но уставившись лицом в камеру. А требовалось-то получить фотографию клюва в профиль! Но невозможно это объяснить вороне: чтобы она повернулась и посмотрела туда, куда надо. И надо отдать должное вороне - она явно была очень умной, и она повернулась! Правда, не в ту сторону, но всё-таки!:)))) И получился итоговый кадр.
6. Псевдоним фотографа - Валерий Петербуржский (Петербургский). Под таким именем фотограф часто выступал в советский период ровно до тех пор, пока Ленинград не переименовали обратно в Санкт-Петербург. Интересно, что такой псевдоним Валерий Фёдорович взял именно в качестве протеста против названия "Ленинград" и обещал отказаться от него, как только городу вернут его исконное название - не Питер, не Петроград, а именно Санкт-Петербург. И после того, как это произошло, он в шутку начал представляться "человеком, который вернул городу его подлинное имя".
7. Отношения с БДТ имени Г.А. Товстоногова и 9 альбом. В новом, девятом, фотоальбоме мастера должно быть представлено большое число фотографий легендарных актёров Большого драматического театра: Олега Басилашвили, Олега Борисова, Евгения Лебедева, Ларисы Малеванной, Леонида Неведомского, Ефима Копеляна, Владислава Стржельчика, Владимира Рецептера, Кирилла Лаврова, Юрия Демича, Татьяны Дорониной и многих других. Но вот самого Товстоногова Валерий Плотников не сфотографировал. Тому было две причины: первая - Валерий Плотников плохо знал Георгия Александровича, а вторая - художественная: фотографа не устраивали костюм, галстук и рубашки знаменитого режиссёра. Поэтому получилось так: Плотников сфотографировал весь БДТ, кроме самого Товстоногова.
8. Фотография Юрия Петровича Любимова с сыном Петром.
Для создания этого портрета Валерию Плотникову пришлось выступить в роли режиссёра не меньшего масштаба, чем сам Любимов, только в области фотографии. Съёмка происходила в доме Юрия Петровича, где на тот момент находился и его маленький сын - Петечка. И вот во время этой съёмки Петечка выбежал к отцу и потянул свои ручки вверх, чтобы отец взял его на руки. Валерий Плотников в этот момент понимает, что если Любимов возьмёт сына на руки, то получится банальная семейная фотография, коих множество и кои не несут на себе особой смысловой нагрузки. И в тот же момент он командует: "Юрий Петрович, не берите!" Любимов от удивления, что кто-то позволил себе крикнуть на него, в то время, как это, скорее, его прерогатива - кричать на актёров, поднимает глаза в некотором оторопении и с интересом смотрит на фотографа. Результатом становится вот такая неожиданная фотография, где маленький голенький человечек тянется на цыпочках к своему отцу-великану.
9. Неслучившаяся и случившаяся фотографии Юрия Петровича Любимова. А, может, и к лучшему, что первая была неслучившаяся:) Она должна была состояться в следующем антураже: в кабинете Любимова оказалось собрание энного количества уже употребившихся пустых алкогольных бутылок, и Валерий Плотников предложил построить кадр, где на столе стояло бы всё это царство из стекла, а режиссёр сидел бы во главе этого царственного стола в характерной позе "Иван Грозный с перепития". На тот момент фотографировать пришлось не собственной фотокамерой, а позаимствованной, у которой постановочный свет срабатывал с небольшой задержкой. И в процессе проявки плёнки выяснилось, что все кадры съёмки не получились - вместо них была сплошная чёрная полоса. На следующий день Валерий Фёдорович вернулся в театр со словами: "Переснимаем". А в ответ получил: "А всё, уборщицы уже всё выкинули". Покумекав, что купить и выпить такое большое число алкоголя на двоих, даже ради колоритного кадра, они уже не смогут, приятели решили снять портрет на фоне знаменитой стены с автографами в кабинете Любимова в театре на Таганке.
Чтобы охватить всю площадь кабинета, Валерий Плотников принёс стремянку - чтобы снять эту сцену с высоты. Начал выстраивать кадр и увидел, что верхняя часть потолка, попадающая в кадр, не слишком информативная, пустая. И чтобы заполнить это пространство, фотограф вытянул руки вперёд и ввёл их в фотографию, как бы нависая божьим пророком над головой именитого режиссёра. Всё нормально, кадр получился. Но... Через несколько месяцев Юрий Любимов уезжает в Лондон, и в это же время его лишают советского гражданства. И фотография приобретает совершенно неожиданный и новый смысл: "... Валерий, как ты всё угадал! Вот эти руки КГБ, которые к нему (Любимову) тянутся...".
10. Памятник неизвестному фотографу. Это очень любопытная история, потому что популярный у туристов петербургский памятник, появившийся в 2001 году на Малой Садовой улице, обосновался именно в том месте, где до реконструкции здания располагался вход в подъезд, где проживал Валерий Плотников. И многие его друзья потом шутили, а не проплатил ли он сам установку этого памятника?
(Примечание: дом 54 по Невскому проспекту - это очень известное фотографическое место: как минимум, с 1850 года в нём располагалось фотоателье, которое периодически меняло своих хозяев-фотографов. В 1908 году здесь обосновался Карл Карлович Булла - самый известный дореволюционный фотограф, но и в советские годы здесь тоже работало фотоателье и не прекращало свою работу даже во время блокады. В данный момент фотосалон прошёл масштабную реконструкцию и превратился в Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, где проводятся различные выставки, но в нём можно воспользоваться и обычными услугами фотосалона).
11. Съёмки "Дворянского гнезда" Андрея Кончаловского. С этим фильмом у Валерия Фёдоровича всплыло в памяти два события. Первое: на съёмках этого фильма героиня актрисы Беаты Тышкевич должна была заплакать, а у неё не получалось. И тогда Андрей Кончаловский размахнулся и оглушил актрису пощёчиной. Беата, которую никто никогда в жизни не бил, в ужасе хотела убежать и бросить эту съёмку, но режиссёр рухнул вниз, обнял её за колени и сказал: "Играй!" Беата Тышкевич, конечно же, после такого смогла сыграть эту душераздирающую сцену, но ужас от этого события запомнила на всю жизнь.
А второй случай связан со съёмками в Екатерининском дворце, куда съёмочную бригаду пускали только ночью, потому что днём музейный комплекс работал для туристов. Андрей Кончаловский использовал огромное количество свеч, и та замечательная фотография Беаты Тышкевич, что сделал Валерий Плотников в окаймлении свечного пламени, - это как раз кадр именно в том пространстве. Но самый интересный момент был связан с потерей Беатой своей жемчужной серёжки в зале Екатерининского дворца. Найти её в темноте в таком большом пространстве не представлялось возможным. Но Валерий Плотников закрыл глаза и мысленно представил, где эта серёжка могла лежать, и "увидел" её! И она оказалась именно в том углу. Вот такая мистика. Потом много лет спустя, дочь Валерия Плотникова, прочитав об этой истории, с большим удивлением спрашивала у него: "Папа, у тебя был роман с Беатой Тышкевич?"
Надеюсь, Вы не устали от такого объёма информации? Не переживайте, дальше на закуску я оставила только визуальное сопровождение заметки - те фотографии, которые получилось сделать во Дворце культуры "Выборгский". Поэтому предлагаю сейчас мысленно поблагодарить мастера за проведённую творческую встречу, пожать ему руку и перейти в галерею его работ.
ФОТОГРАФИИ ВАЛЕРИЯ ПЛОТНИКОВА НА ВЫСТАВКЕ В ДК "ВЫБОРГСКИЙ"
Примечание. Информация по дате создания по разным источникам иногда расходится, поэтому в подписях я указываю две даты (если они вообще в интернете нашлись): одна - со страницы фотографа в Фейсбуке, вторая (если есть) - из базы Visualrian.
Николай Караченцов. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 23.04.1998) |
Аркадий Райкин. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 17.09.1985) |
Наталья Гундарева. Фотограф: Валерий Плотников |
Бит-квартет "Секрет". Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 20.03.1987) |
Ирина Безрукова. Фотограф: Валерий Плотников |
Оксана Ярмольник. Фотограф: Валерий Плотников |
Оксана Ярмольник. Фотограф: Валерий Плотников |
Афиша фильма "Вор", Владимир Машков, Екатерина Редникова, Миша Филипчук. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания: 21.03.1995) |
А. Месхишвили, Р. Стуруа, Г. Канчели, Д. Смелянский, А. Калягин. Фотограф: Валерий Плотников |
Владимир Высоцкий. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 07.07.1975) |
Марина Левтова (портрет в кадре, сделанный тоже Валерием Плотниковым), Юрий и Дарья Мороз (муж и дочь). Фотограф: Валерий Плотников |
Вячеслав Тихонов. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 10.06.1970) |
Олег Меньшиков. Фотограф: Валерий Плотников |
Марина Неёлова. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 23.06.1982) |
Александр Розенбаум. Фотограф: Валерий Плотников |
Николай Караченцов. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 14.10.1981 или 24.10.1986) |
Евгений Леонов (по центру) с авторами спектакля "Поминальная молитва" Марком Захаровым (слева) и Григорием Гориным (справа). Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 17.10.1989) |
Олег Янковский. Фотограф: Валерий Плотников |
Михаил Боярский. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 22.08.1977) |
Роберт Стуруа и Александр Калягин. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 12.03.2000) |
Николай Петров. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 26.10.1977) |
Елена Шанина и Александр Збруев. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 25.08.1983) |
Борис Гребенщиков. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 19.09.1987) |
Марина Неёлова. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 01.01.1991) |
Гражина Байкштите. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 30.08.1977 или 01.06.1989) |
Никита Михалков. Фотограф: Валерий Плотников |
Александр Феклистов. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 04.02.1994) |
Евгений Александрович Мравинский. Фотограф: Валерий Плотников? Или Юрий Рост? Есть заметка с этой фотографией на сайте Юрия Роста - http://www.yury-rost.com/portrets/century/item15/ |
Ирина Алфёрова, Александр Абдулов, дочь Ирины Алфёровой - Ксения. Фотограф: Валерий Плотников |
Ксения Раппопорт. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 02.04.2008) |
Борис Эйфман. Фотограф: Валерий Плотников |
Сергей Курёхин. Фотограф: Валерий Плотников |
Леонид Десятников. Фотограф: Валерий Плотников (дата создания портрета: 20.05.1995) |
Ирина Салтыкова или Понаровская? Фотограф: Валерий Плотников |
Алиса Фрейндлих. Фотограф: Валерий Плотников |
Наталья Гундарева. Фотограф: Валерий Плотников |
В конце этой заметки я планировала разместить ссылки на другие мероприятия в культурно-образовательном пространстве Охта Лаб, но ближе к концу почувствовала, что на волне ностальгии обязательно нужно порекомендовать рассказ об актрисе, с которой Валерий Плотников тоже сталкивался и много работал, - о Людмиле Гурченко. Кстати, как знать: может, на той выставке какие-то из фотографий актрисы тоже были руки Валерия Плотникова? К сожалению, на большинстве музейных репродукций имя фотографа не указывается и остаётся тайной за семью печатями.
Спасибо за внимание! Буду рада видеть Вас снова!
Поделиться с друзьями:
Поблагодарить автора или поддержать блог можно, перейдя в раздел "Donation":
*****************************************************************************
ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОХТА ЛАБ:
Лекция "Технологии будущего" от шеф-редактора TechCrunch Майка Бутчера
Спектакль "Топливо", основанный на интервью с основателем компании ABBYY Давидом Яном
Комментариев нет:
Отправить комментарий