четверг, 2 марта 2017 г.

Музей Хлеба. 7-ая запись. История мельницы

Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Эту заметку я начну с необычной информации, я бы даже сказала, - с неожиданной.

С языка семафорной азбуки:


Русская семафорная азбука.Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Потому что именно с неё и начиналась экспозиция "История мельницы" в Музее Хлеба.

Точнее, начиналась она с рассказа о той функции, которую мельница выполняла наряду со своей основной "занятостью" - перемалыванием зерна в муку. И функция эта - передача информации на расстояние с помощью специального языка - языка мельницы:
Язык мельницы. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Язык мельницы. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Язык мельницы. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"ЯЗЫК МЕЛЬНИЦЫ. Человек во все времена пытался придумать "язык", с помощью которого можно было передавать информацию на большие расстояния.

Ветряная мельница - это не только маленькое мукомольное предприятие. Энергию ветра можно использовать в самых различных целях, и голландцам это было хорошо известно. Кроме своего прямого назначения, мельницы были и неким способом передачи информации. Каждое положение крыльев имеет свое значение. Тот, кто управляет их движением, может рассказать, о чем угодно тому, кто также знает "мельничный язык". "Язык" понятен с расстояния многих километров - ведь мельницы, возвышаясь над домами и деревьями, отлично видны со всех сторон. Если мельник установил крылья в виде "X" - значит в его доме радостное событие. Какое именно? Всмотритесь внимательнее: если определенное крыло красное - значит, у мельника родился ребенок; синее - дочь вышла замуж. Если крылья с наклоном вправо - в доме траур. Поставив крылья прямым крестом "+", мельник уведомляет, что в связи с неисправностью мельница временно не работает.

Во времена Второй мировой войны участники голландского сопротивления с помощью мельниц сообщали английским пилотам местоположение немецких частей.

Продолжением "мельничного общения" стал оптический телеграф Клода Шаппа. Оптический телеграф Шаппа существовал в Европе примерно до 40-х годов прошлого столетия. Им пользовались на первых порах и появившиеся в 30-х годах железные дороги, работа которых без быстрых сношений вдоль линии была немыслима. Да и нынешние семафоры являются упрощенной разновидностью того же оптического".
Семафорный телеграф Клода Шаппа. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Оптический телеграф Клода Шаппа
Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"На линии было устроено 20 промежуточных станций. Каждая из них была оборудована вертикальной мачтой, напоминающей железнодорожный семафор. К концу мачты были прикреплены подвижные линейки. При помощи шнуров и блоков линейки могли принимать 196 различных положений, изображая не только все буквы, но и целые наиболее употребительные слова. Отсюда сигналы передавались дальше, и буква за буквой, слово за словом от одной станции к другой передавались депеши по всей линии.

1 сентября 1794 г. в Париже получили первую депешу по новому оптическому телеграфу Шаппа. Из Лилля извещали о победе армии Французской республики над австрийцами. 210 км депеша прошла в 3 часа. Такая быстрота, невиданная для XVIII в, произвела на Конвент и на все общество огромное впечатление (впоследствии передача депеш из Бреста в Париж длилась 7 минут, из Кельна в Берлин - 10 минут). Одно плохо - телеграф работал только в ясные дни.

В России телеграф Шаппа с некоторыми усовершенствованиями был введен в 1833 r. и соединял Петербург с Варшавой. Эта линия работала довольно успешно. Для передачи небольшой депеши на расстояние 1 тыс. км требовался один час. Просуществовала эта линия около двадцати лет, когда была заменена линией электрического телеграфа Сименса.

Около середины XVII в. по приказу английского адмирала герцога Йоркского (впоследствии английского короля Якова II) между морскими судами была установлена сигнализация флагами".

Я думаю, многим выходцам из бывшего Советского Союза знакома сигнализация флагами. По крайней мере, в моём детстве во многих детских журналах печаталась эта информация, и частенько задавались задачки на расшифровку посланий, написанных этим языком:
Таблицы сигнальных флагов Российского Императорского Флота и Военно-морского свода сигналов СССР. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
И на выставке в Музее Хлеба такая задачка тоже была! Расшифруйте с помощью таблицы Военно-морского свода сигналов СССР название страны, написанной флажками:
Название страны, зашифрованное с помощью сигнальных флагов Военно-морского свода сигналов СССР. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"По принципу телеграфного сообщения на флоте существовала русская семафорная азбука, которую разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра "7" будет передана словом "семь", a знак "," - словом "запятая".

Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30x35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в темное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый) a в светлое время суток - с тканью темного тона (красный, черный).
При отсутствии флажков - семафорят бескозырками.
Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту".

Вот она - русская семафорная (флажковая) азбука:
Русская семафорная (флажковая) азбука. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
А вот и флажки, с помощью которых можно было потренироваться в передаче сообщений:
Сигнальные флажки для русской семафорной азбуки. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Это вам не смс-ки набирать, здесь сообщение можно только в голове составить!:)))

А мы подбираемся ближе к теме выставке - мельнице. И рассматриваем первый исторический тип мельницы - ветряную. Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"Ветряная мельница - механизм, который выполняет работу за счет энергии ветра, улавливаемой крыльями мельницы. Мельницы устанавливали в поле, на возвышенности, учитывая "розу ветров" данной местности".

Одна из стен выставки наглядно иллюстрировала сохранившиеся образцы ветряных и иных типов мельниц, и по ним можно было проследить многообразие форм, цветов и национальных особенностей этих строений:
Иллюстрации различных международных мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Мельницы Испании, США, Эстонии, Швеции, Германии, Голландии и, конечно же, России:
Иллюстрации различных международных мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Иллюстрации различных международных мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Но одну общую особенность у них можно было заметить: они все стоят на открытой местности, абсолютно доступной для ветров. Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"Роза ветров" - рисунок в виде большой звезды с разными "лучиками", который показывает направление преобладающего ветра в данной местности. Самый длинный лучик "розы ветров" указывает на ту сторону света, откуда чаще всего дует ветер в данную местность. "Роза ветров" помимо направления ветра может показывать частоту ветров, a также силу и продолжительность ветра, обычные для данной местности".

Организаторы выставки изобразили эту "розу" на паркетном полу:
Роза ветров Санкт-Петербурга. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Очень красиво и наглядно получилось. И, как видно из рисунка, самые длинные лучики "розы" указывают на запад и юго-запад. Интересно, не в этом ли направлении "роза ветров" у Санкт-Петербурга?

Теперь, когда известно преобладающее направление ветра, как же им воспользоваться? Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"До работы крылья мельницы следует повернуть навстречу ветру. Для этого имеется рычаг с подкосами - "водило". Длина каждой лопасти (крыла) ветряных мельниц варьировала от 5-6 до 7-8 м. Поверхность крыльев будет зависеть от силы и скорости ветра. Изменить площадь крыла мельницы можно двумя способами - натянуть на решетки крыльев парусину и расправлять ее по мере надобности, как паруса корабля. Или же - вставить в решетки крыльев мельницы дощечки. Убирая некоторые из них, крылья приноравливали к усилению ветра, регулировали скорость их вращения. A во время бури вообще вынимали все дощечки, чтобы ветер не поломал крылья".

Признаться честно, я не могу по картинкам различить, какие из мельниц используют парусиновые крылья, а какие - из дощечек. На мой взгляд, они все дощечного типа. Кроме макетных - они же явно из пластика или картона:)))
Макет ветряной мельницы из сушек. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Кстати, отличная идея сделать мельницу из сушек! Это и просто, и хлебной тематике полностью соответствует, браво мастеру!

Второй макет не такой вкусный, но зато он может выступить образцом для поделок:
Макет ветряной мельницы и аннотация Мука и жернова. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
И он знакомит нас с историей других важных составляющих любой мельницы:
Аннотация Мука и жернова. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Аннотация Мука и жернова. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"МУКА И ЖЕРНОВА. Мука - продукт питания, получаемый в результате перемалывания зерен различных культур: пшеницы, ржи, овса, проса, кукурузы, риса и др. Она является необходимой составляющей при изготовлении хлеба, a также макаронных, хлебобулочных, кондитерских изделий, кулинарных блюд. Ученые полагают, что мука появилась на земле свыше 15 тыс. лет назад. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб, который имел вид жидкой каши.

Жернова - ручные мельницы, простейшие приспособления для перемалывания пшеницы и других зерен. Состоят из парного каменного круга (двух камней), с помощью которых зерно растирается в муку. Используются как основа в ветряных и водяных мельницах, в том числе приливного типа.

На территории расселения восточных славян с VIII века использовались каменные жернова: круглые, диаметр этих устройств варьировался от 60 до 80 см, в центре создавалось отверстие".
Каменные жернова. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"Жернова являлись одной из главных частей домашней утвари.
В XVIII- XIX веках они были почти в каждом крестьянском доме. В избе даже был "жерновой угол", в котором и устанавливались жернова, в остальное время они хранились в сенях или в подполье. Для работы ручные жернова устанавливали на лавке или в специальном ящике на высоких подставках.

Лучшим материалом для жерновов служит особенная каменная порода - вязкий, твердый и неспособный полироваться песчаник, называемый жерновым камнем, но жернова также могут изготавливаться из мрамора, кварцита, гранита или даже дерева".
Песчаник - жерновой камень. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"Камни жерновов для ветряных, водяных и ручных мельниц делали мастера каменотесы. Так, каменотесный промысел наряду с земледелием и рыболовством был широко распространен среди вепсов в Прионежье. Ведя натуральное сельское хозяйство, крестьяне вепсы занимались и изготовлением каменных жерновов для помола муки.

Жернова используются парно. Нижний жернов (снасть или постав) - наиболее тяжелый, создается немного выпуклым, устанавливается на заранее приготовленный разложенный холст - неподвижно. Верхний жернов (бегун или вышник) - подвижный, и именно он производит непосредственное перемалывание, фиксируется на нижнем жернове, поэтому верхний камень легче, форма - немного вогнутая.
Верхний жернов оковывался шиной для предотвращения разрушения.
В середине камня проделывалось отверстие, так называемый "глаз" - дыра, куда из мешков или корзин во время работы механизма равномерно сыпали зерно.
Жернова должны быть одинаково сбалансированными. Правильное взаимное расположение камней очень важно для обеспечения помола муки высокого качества.
При вращении верхнего жернова зерно растиралось, мука с каждым оборотом продвигалась к внешнему краю каменного дискa и выбрасывалась за пределы жернова, высыпаясь на холст.
На трущихся поверхностях жернов делают насечку, т. е. пробивают ряд углубленных бороздок, а промежутки между этими бороздками приводят в грубо-шероховатое состояние".
Насечка и гармошка на каменных жерновах. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"Форма насечек и характер их расположения на камнях жерновов были неодинаковы. Мастера пытались найти оптимальную форму насечек, при разной скорости вращения жерновов она была разная. Так как жернова, даже из лучшего материала, стираются, то насечку надо время от времени возобновлять.

От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой. У типичного мукомольного жернова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков образует режущую кромку и обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов.

При постоянном использовании жернова требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краев всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки.

Блок жерновов с кожухом со всеми частями и деталями, расположенными выше и ниже его, назывался одним словом - постав".
Мельничный постав. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба

Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"После изготовления двух жерновов их собирают в мельничный постав. К верхнему жернову крепится часть вращающего механизма. Нижний жернов устанавливается неподвижно (мелющей поверхностью вверх), а верхний укладывают поверх нижнего (мелющей поверхностью вниз), отверстие нижнего жернова закрывается; вокруг жерновов собирают короб, он закрывает жернова по бокам, не давая смолотому зерну разлетаться. Иногда короб делали с дном и отводом, таким образом, смолотое зерно собиралось в коробе и постепенно ссыпалось через отвод. Также под коробом могло быть установлено сито, в таком случае смолотое зерно ссыпалось в него, а затем уже просеянная мука собиралась в закрытый лоток или мешок.

Вращать верхний жернов можно разными способами. Если жернов не тяжелый, то его можно вращать вручную, для этого в него врезают ручку, за которую его вращает человек. Такой способ хорош для постепенного помола зерна в домашних условиях. Если же необходимо снабжать мукой целое поселение, то в таком случае ручной мельницей не обойтись. И тогда используют силы природы, а именно - ветер и воду. Диаметр жерновов на мельнице мог достигать 100 сантиметров. Здание мельниц может быть разнообразной формы и сделано из любого материала, главное, чтобы в сооружении можно было установить механизм мельницы, а само строение было прочным и надежным.

Основное отличие ветряной мельницы от водяной состоит в том, что в водяной механизм вращения расположен под жерновами, а в ветряной - над ними, в остальном же механизм похож".

Различие двух видов мельниц - водяной и ветряной - на выставке показали наглядно в виде двух макетов:
Макеты водяной и ветряной мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Которые можно было трогать руками. Наверное, их позже доведут до конечного красочного вида.

Из аннотации к выставке "История мельницы" в Музее Хлеба:

"В водяной мельнице жернова вращает водяная турбина. Представляет собой два деревянных круга или колеса, соединенных между собой широкими перемычками (лопастями). Турбина может вращаться, будучи частично опущенной в русло реки, за счет течения, (такое вращение не будет особо эффективным), более результативный способ - когда вода падает на турбину с высоты (однако, он не везде применим). К турбине прикреплена ось, которая вращается вместе с турбиной и через шестеренчатую передачу передает движение жерновам.

В ветряной мельнице жернова вращает пропеллер. Устройство пропеллера может быть разнообразным, в простейшем случае это равносторонний крест, к которому под углом прибиты лопасти, которые начинают вращаться при ветре. К пропеллеру прикреплена ось, которая вращается вместе с пропеллером и через шестеренчатую передачу передает вращение жерновам.

Обычно небольшой и средней величины ветряки делались "об одном поставе". Большие ветряки могли строиться с двумя поставами".

Вот теперь, подзарядившись теорией, пойдём разбираться с архивными иллюстрациями различных мельниц и угадывать, что за механизмы в них были использованы:
Исторические типы мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Первая пара:
Исторические типы мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Слева, на мой взгляд, образец ветряной мельницы, приближенный к классическому: есть длинные крылья, под их осью явно виднеется мельничный постав, а внизу мельницы, по всей видимости, располагается "водило", которое позволяет поворачивать мельницу навстречу ветру.

С правой стороны вижу шестеренчатый механизм, но он, похоже, имеет ручную природу, а не ветряную или водяную. Возможно, как и следующие образцы:
Исторические типы мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Здесь и гадать не надо: люди уже изображены. Кстати, на картинке вверху справа ручная мельница "об одном поставе", а вот на следующей фотографии внизу слева - уже о двух поставах:
Исторические типы мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Видите слева два набора жерновов на площадке? И, похоже, это было слишком тяжелое перемалывание, раз помимо двух боковых вращателей пришлось по центру пристроить ещё одну пару.

А с правой стороны образец водяной мельницы проточного типа: бегущая по желобу вода заставляет вращаться лопасти колеса, которое, в свою очередь, вращает механизм жерновов, расположенных и над водой, и над турбиной.

Следом за водяной мельницей логично было уже разместить ветряную, и по центру стены организаторы расположили три большие гравюры очень разных ветряных красавиц:
Ветряная мельница - столбовка. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Первые две - это "избушки на курьих ножках" - мельницы "на козлах" или "столбовки" - они стоят на специальном столбе, который надёжно крепится к земле и позволяет поворачивать всю конструкцию мельницы в нужную сторону, то есть против ветра.
Ветряная мельница - столбовка. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Вот боковая балка, отходящая в сторону, мне кажется, и есть то самое "водило", с помощью которого мельницу вращали вслед за ветром.

А вот мельница на третьей гравюре была уже другая - основательно стоявшая на земле и имевшая более привычную башенную форму:
Ветряная мельница с вращающейся крышей. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Но у неё была очень хитрая крыша! Присмотритесь: крыша явно вращается на роликах! И нет необходимости вращать саму мельницу, а есть возможность просто развернуть крышу с вмонтированной в неё осью крыльев.

Да, техническая мысль явно не стояла на месте, а смело шагала вперёд.

В отличие от меня:(((( Я забыла сфотографировать последний, третий, стенд с информацией об истории мельницы и мне нечем больше поделиться. Всё, что осталось показать - это гравюры с последней растяжки перед выходом с выставки. Мне кажется, что здесь как раз прослеживается история развития инженерной мысли о том, как было лучше использовать рычаги, упоры и силу тяжести для приведения мельничных механизмов в действие:
История развития мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
История развития мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
История развития мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
История развития мельниц. Выставка История мельницы. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Как хорошо, что предыдущие вехи истории сохранили для нас информацию в таком изумительно красочном и информативном виде! И как хорошо, что музеи продолжают этой информацией делиться:) Надеюсь увидеть зал с иллюстрацией современных мельниц, собранных по последнему слову техники, и изумиться прогрессу современного общества! Буду ждать с большим нетерпением:)


*********************************************************

Следующие записи под меткой "Санкт-Петербургский Музей Хлеба":

8-ая запись. Игра "Как хлеб пришёл в Петербург"
9-ая запись. Выставка "Против течения"
10-ая запись. Тестопластика


Спасибо за внимание! Буду рада видеть Вас снова!

Поделиться с друзьями:



Поблагодарить автора или поддержать блог можно, перейдя в раздел "Donation":


ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ, КЛИКНУВ НА ОРАНЖЕВЫЙ ЯРЛЫЧОК НИЖЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СООБЩЕНИЯ В ЭТОМ БЛОГЕ