871 день, почти два с половиной года, жители Ленинграда мерили свою жизнь количеством граммов хлеба в пайке, полагавшемся для каждой отдельной группы населения - от рабочих горячих цехов до детей и иждивенцев.
Вот эту тяжёлую историю выживания и предлагали проследить организаторы выставок "Блокадная комната" и "Хлеб в блокадном городе" в Санкт-Петербургском Музее Хлеба.
Первый зал - "Блокадная комната" - был посвящён воспоминаниям свидетелей тех лет. Их мемуарные записки стали документальными источниками для историков и наглядными свидетельствами для нас - потомков, которые уже не увидели и, дай бог, никогда не увидят таких картин.
В "красном углу" комнаты музейные работники расположили почётную икону Божьей Матери "Хлебенную" и окаймили её архивными записями:
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"Икона Божьей Матери. "Тихвинская Хлебенная (Запечная)".
Обретение иконы Божьей Матери "Хлебенная" связано с именем святителя Филиппа, митрополита Московского (1507-1569). В 1540-х годах инок Филипп нес послушание в пекарне Соловецкого монастыря и, по преданию, обрел чудотворную икону за хлебопекарной печью (другое название иконы - "Запечная"). Он поместил икону близ печи; все испеченные просфоры и хлебы он ставил перед иконой, принося их Матери Божией".
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"В 1880-х годах список с иконы был передан в женский Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь (Ярославская губерния). "Хлебенную" поместили в пекарне. Сестры, получая хлеб, должны были положить три поклона иконе, a каждый вечер читать пред нею Неусыпающий Акафист. После затопления монастыря водами Рыбинского водохранилища (1940-е) чтимый Леушинский список иконы был утрачен.
В начале 2000-х годов на подворье Леушинского монастыря в Петербурге была принесена икона - список "Хлебенной" иконы Божьей Матери, которая хранилась в одной из петербургских семей как реликвия. По рассказу H. M. Федоровой, ее мать во время блокады, попав под артобстрел и поднявшись с земли, нашла под собой три иконы. Одна из них - "Хлебенная" икона Божьей Матери: "мама молилась перед этими иконами и никогда их не оставляла".
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"Из 500 православных храмов, работавших в городе перед войной, к началу войны действовали только 10:
- Спасо-Преображенский собор
- Николо-Богоявленский собор
- Князь-Владимирский собор
- Церковь Иова Многострадального
- Князь-Владимирская церковь (в Лисьем Носу)
- Церковь Серафима Саровского (на Серафимовском кладбище)
- Свято-Троицкая церковь (в Лесном)
- Спасо-Парголовская церковь (нa Шуваловском кладбище)
- Никольская церковь (на Большеохтинском кладбище)
- Церковь Дмитрия Солунского (в Коломягах)
- Католическая церковь Лурдской Божией Матери (в Ковенском переулке)
- Синагога (на Лермонтовском проспекте)".
- "1941. 3 декабря.
"В 4 часа был у "Владимира". Простоял замечательную всенощную. Чувствовал себя хорошо-хорошо. Во время службы была тревога, но это никого не смущало, хотя и раздавались сильные раскаты зениток и взрывы фугасов, сотрясавших здание собора".
Из дневника А. А. Грязнова, 1898 г.р., артиста театра
- 1942. 15 февраля.
"Ольгу Васильевну похоронила Лена очень хорошо. Отпели иерусалимские певчие, три ночи над телом читали псалтырь. Хоронили на Богословском кладбище в могиле её родственницы. Похороны обошлись дорого. Лена за всё платила хлебом, который достала за большие деньги".
Из дневника Т. К. Великотной, 1894 г.р., служащей
- 1942. 5 апреля. Пасха.
"По случаю праздника Пасхи сговорились не работать. <...> Ничего пасхального, конечно, не было. Чёрный хлеб и овсяная каша заменяли куличи, пасхи, окорока и др. пасхальные яства. Не было даже традиционных крашеных яиц. Пришлось позволить себе роскошь - заменить их яичным порошком, бережно сохраняемым на случай болезни".
Из дневника А. И. Винокурова, 1904 г.р., учителя
- 1942. 5 апреля. Пасха.
"Пошла к поздней обедне. Она не состоялась по усталости и болезни священника. Он только "освящал куличи". Это было трогательно. Шли женщины с ломтиками чёрного хлеба и свечами, батюшка кропил их святой водой. Я приложилась к Спасителю, отошла в сторону и расплакалась. <...> Господи, Господи, помоги мне, помоги всем нам, несчастным людишкам. Сегодня уже были три тревоги. Что будет дальше?"
Из дневника Л. В. Шапориной, 1879 г.р., театрального режиссёра"
И вот рядом с этими письменными воспоминаниями располагалась видеоинсталляция в виде белого обледеневшего окна - рамы с форточками, за стеклом которой появлялись и исчезали картины. Картины, на которых были изображены кадры той жизни, что протекала за окнами ленинградских домов:
На этой картине все ещё живы и ведут разговор, а спустя секунды мальчик слева останется, а остальные "уйдут".
А эта картина появлялась на улицах города очень часто:
Покойников не забирали, и их нужно было доставлять своими силами на специальные пункты.
Картины реальные - это рисунки художников блокадного Ленинграда из собрания Народного музея "А музы не молчали..." на базе средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича:
И видео сопровождалось музыкальными композициями. Причём авторства, как мне показалось, именно Шостаковича. Но, к сожалению, в том видео, что я записала, эти звуки различить невозможно и потому нельзя определить точно:
И вот теперь, окунувшись в атмосферу блокадного города, перейдём к той теме, которая была основным лейтмотивом ленинградской блокады - норме выдачи хлеба:
Норма выделялась по 5 группам:
- Рабочие горячих цехов
- Рабочие, инженерно-технические работники
- Служащие
- Иждивенцы
- Дети до 12 лет
На картинке ниже я сложила три главные даты:
- Норма выдачи ближе к началу войны (22.06.41) - 16 июля 1941 года
- Норма выдачи к моменту открытия "Дороги жизни" (22.11.41) - 20 ноября 1941 года
- Норма выдачи после прорыва блокадного кольца (18.02.43 - но не снятия блокады) - 23 февраля 1943 года
Из воспоминаний:
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"Из дневника Л. В. Шапориной, 1879 г.р., театрального режиссёра.
"A Ленинград, былой Петербург, окружён со всех сторон. Немцы спускают огромные десанты с танками, пушками, как говорят, в Териоках, за Колпином, теперь в Ивановском по Неве. У нас сразу наступил голод, так говорят в очереди, для меня он наступил давно. С 1 сентября уменьшили норму хлеба у служащих с 600 гр. до 400 гр. в день, у иждивенцев до 300 гр."
1941. 4 сентября"
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"Из дневника Галины Зимницкой, 1927 г.р., школьницы
"9 сентября разбомбили Бадаевские склады с большим запасом продуктов питания и аттракцион "Американские горы", где тоже были укрыты запасы муки и крупы. С продуктами стало совсем плохо. Еда очень скудная и однообразная, a аппетит увеличивается с каждым днём. Мама берёт с собой на работу бидон под суп. Суп дают в заводской столовой, но родители его не едят, приносят домой".
1941. 13 сентября"
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"Из дневника A. A. Грязнова, 1898 г.р., артиста театра
"Есть почти нечего. Кто получает 400 грамм, то ещё ничего, живёт, и то мало, a вот кто 200 грамм, да и других продуктов совсем мало. Например, иждивенец получает хлеба на день 200 грамм, сахару и конфет на месяц - 800 грамм, мясо - 400 грамм, крупы - 600 грамм, масло - 300 грамм. Ведь нормально этих продуктов хватит самое большое на 7-10 дней, а иждивенец должен их распределить на целый месяц. Теперь дальше: если есть, предположим, продукты, но из них надо готовить обед, a керосину дали на сентябрь 2,5 литра, a октябрь на первую декаду - только 0,5 литра на человека и говорят, что с керосином дело ещё хуже, может быть и ничего не дадут!"
1941. 9 октября"
Другие воспоминания знакомили с таким явлением, которое многим помогло спасти свои жизни и жизни своих детей - с чёрным рынком, на котором можно было купить или обменять вещи на ценные продукты:
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"Обмен вещей и продуктов:
- 750 гр. мяса - 500 гр.хлеба (Ноябрь 41 г.)
- Туфли дамские, ношенные, но хорошие - 200 гр. хлеба
- 2 подушки - 500 гр. дуранды* (декабрь 41 г.)
- "Мангалка" ("слепочек") с горючим - 125 гр. хлеба (16.12.41)
- Патефон - 2 к.гр. макарон + 500 гр. хлеба + 400 гр. раст. масла (25.12.41)
- 100 гр. конфет - 300 гр. хлеба (15.02.42)
- 1 яйцо - 300 гр. хлеба (15.02.42)
Записки с ценами на чёрном рынке в Ленинграде в годы блокады
Из собрания Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда".
*Дуранда - остатки семян масличных растений после выжимания из них масла; жмых. (Из Викисловаря)
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"1942. 23 октября
"Ну, раз начала о ценах, надо написать и ещё несколько примеров на память потомству. Самый дорогой предмет - хлеб, "ленинградское золото". Ан. Мих. N продала в феврале золотую длинную цепочку за 400 p. (это была стоимость килограмма хлеба). В декабре, когда ремесленники в погоне за деньгами начали продавать хлеб, в самый разгар голода, когда мы получали 125 гр. в день, я покупала несколько раз его на рынке по 300-350 рублей. 100 гр. табаку до его исчезновения стоили 300 гр. хлеба, a сегодня за 150 гр. спрашивали 1 кг 200 гр. хлеба и кто-то купил! Коробка спичек стоит 100 гр. хлеба или 40 рублей денег. Это самые дорогие товары; к ним принадлежит и картошка, которая ценится, примерно, наравне с хлебом, a иногда немножко дешевле".
Из дневника Л. К. Заболотской, 1894 г.р., школьного инспектора"
Продажа редиски в блокадном Ленинграде:
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"1942. 22 июня
"Поехали сегодня с Еленой Ивановной в Лесной, хотели в Удельнинском парке погулять. Не тут-то было. Ну, мы пошли вдоль дач, воздух чудесный. Встретили мужчину, который нёс в сетке редиску. Где купили? Сам продаю. Сколько? 100 грамм хлеба или 45 рублей. При всей моей бедности вытащила 45 рублей. Какая редиска! Больше года не ели сырых овощей или фруктов. В пучке было 15 редисок, очень крупных, с грецкий орех, сочных, крепких, чудесных. Хлеб у нас с собою был. Мы дошли до какого-то обмывочного пункта, где во дворе стояли скамейки, уселись и чудно позавтракали на солнышке под грохот артиллерийского обстрела".
Из дневника Л. В. Шапориной, 1879 г.р., театрального режиссёра"
И тут же рядом редиска - ёлочная игрушка, выполненная до войны в 30-е годы:
И дальше другие детские поделки и воспоминания:
Из аннотации к выставке "Блокадная комната" в Музее Хлеба:
"1941. 31 декабря
"Через несколько часов Новый год, но ничто не напоминает об этом. Попив горячей воды с кусочком хлеба, наши домочадцы разошлись по своим комнатам. Я лежала в постели и вспоминала о довоенных новогодних приготовлениях... Вот мы с мамой принесли домой большую пушистую ёлку. В квартире густо запахло смолой. Обеденный стол сдвинут к стене и завален ёлочными игрушками. В муфточки, коробочки и сумочки засыпали драже и театральный горошек. Шоколадные конфеты в нарядных фантиках вешаем на ёлку вместе с игрушками. Стоп! Я вдруг вспоминаю, что большие длинные конфеты, похожие на хлопушки, сохранились из-за яркой сочной обёртки. Их уже года два-три вешали на ёлку".
Рисунок Робы Мелчулна "Сказка Репка, а в воздухе бой. Все спрятались":
Рисунок Тани Головенко, 7 лет. "Победа наших. Все выбежали смотреть на салют". 1945:
И последние стенды перед выходом из "блокадной комнаты" содержали информацию о героях блокадного Ленинграда и экран, демонстрировавший мемуарные записки и официальные документы тех лет. А также демонстрировали те ужасные добавки, с помощью которых блокадный хлеб доводили до весовой нормы:
- Лузга
- Мука из соснового луба (из которого удалены горечь и эфирные масла)
- Мука ржаная обойная
- Гидроцеллюлоза
- Мучная пыль
- Овсяная мука
И переходим во второй зал - на выставку "Хлеб блокадного города":
Блокада Ленинграда официально началась 8 сентября 1941 года, когда немцами был захвачен город Шлиссельбург - последний опорный пункт связи с неоккупированными территориями.
И с первых же дней блокады стало ясно, что город обречён на голодную смерть: своих запасов еды было недостаточно, и без подвоза продовольствия эти запасы должны были закончиться слишком быстро. Ленинград-Петербург никогда не обеспечивал себя продовольствием сам. Это портовый город, который живёт исключительно за счёт торговли. И теперь этот город должен был начать питаться подножным кормом - в ход пошло всё, что можно было положить себе в рот:
Причём организаторы выставки ещё пожалели своих посетителей и не стали пугать их видами мыла, мышей и клея. Они ограничились рецептами из обычных дикорастущих трав:
Из аннотации к выставке "Хлеб блокадного города" в Музее Хлеба:
"САЛАТ ИЗ ПАСТУШЬЕЙ СУМКИ.
В 100 граммах свежих листьев содержится до 118 м.гр. витамина "С".
(на картинке Пастушья сумка - Capsella bursa pastoris)
1 рецепт- 100 грамм нарезанной зелени
- 0,5 чайной ложки соли
- от 0,5 до 1 столовой ложки растительного масла
- 3 столовые ложки слабого уксуса (разведённого в 2 чего-то)
- 0,5 чайной ложки горчицы
- от 0,5 до 1 столовой ложки сахарного песку
- 100 грамм нарезанной зелени
- 0,5 чайной ложки соли
- от 0,5 до 1 столовой ложки растительного масла
- 1 столовая ложка уксуса
- 4 столовых ложки кефира или простокваши (соевые)"
"САЛАТ ИЗ КРАПИВЫ ОБЫКНОВЕННОЙ ЖГУЧЕЙ
В 100 граммах свежих листьев содержится до 207 миллиграмм витамина "С"
(на картинке Крапива жгучая - Urtica urens)
1 рецепт- 100 грамм молодых побегов с листьями, растолчённых в деревянной ступке или чашке
- от 1 до 1,5 чайной ложки соли
- до 2 столовых ложек уксуса
- 100 грамм молодых побегов с листьями
- до 1 чайной ложки соли
- 2 столовых ложки уксуса
- 1 столовая ложка растительного масла
ПРИМЕЧАНИЕ. Салат можно готовить с глухой крапивой в различных пропорциях"
Из аннотации к выставке "Хлеб блокадного города" в Музее Хлеба:
"САЛАТ ИЗ ЛИСТЬЕВ ОДУВАНЧИКА
В 100 граммах листьев одуванчика содержится до 54 м.гр. витамина "С"
Рецепт 1- 100 грамм свежих зелёных листьев
- 1 чайная ложка соли
- 2 столовых ложки уксуса
- 100 грамм свежих зелёных листьев
- 1 чайная ложка соли
- 2 чайных ложки растительного масла
- 2 столовых ложки уксуса
- от 2 чайных до 1 столовой ложки сахарного песка
- 100 грамм свежих зелёных листьев
- 1 чайная ложка соли
- 2 столовых ложки уксуса
- от 2 чайных до 1 столовой ложки сахарного песка
- от 3 столовых ложек до 250 гр. соевого кефира или простокваши"
"МАРИНАДЫ
(На картинке лебеда, крапива, борщевик, купырь лесной)
Предварительно вымытые и нарезанные листья с черешками опустить на три минуты в круто кипящую и сильно посоленную воду. После этого промыть холодной кипячёной водой. Затем плотно уложить в банку и залить подсоленным уксусом. Для длительного хранения маринада уксус предварительно прокипятить. Крепость уксуса и количество соли берут по вкусу. В том случае если зелень горчит, как например у одуванчика, поступают следующим образом: вымытые в холодной воде листья кладутся в холодную воду и доводятся до кипячения. Затем вода сливается, листья вновь заливаются холодной водой, круто солятся и вторично доводятся до кипения. После этого зелень опять промывается холодной кипячёной водой, плотно закладывается в банку и заливается подсоленным уксусом.
Для придания запаха маринаду в зелень можно положить различные специи: лавровый или смородиновый лист, перец, корицу, гвоздику, лук, чеснок и пр."
Это "Рецепты блюд, приготовленных из диких трав", которые были специально выпущены в 1941 году в качестве методических пособий для жителей Ленинграда.
Видимо, на первых порах о разведении огородов и теплиц на территории города пока ещё не задумывались. Зато позже, когда стало ясно, что блокада затягивается на неопределённо длительный срок, город начал покрываться сетью худо-бедно засаживаемых участков:
Капустный огород перед Исаакиевским собором - наверное, самый знаменитый огород блокадного Петербурга-Ленинграда.
Хотя сажать, ухаживать и собирать урожай - это было чересчур опасным делом в условиях постоянных артиллерийских обстрелов. И как люди выживали в таких условиях - это большая загадка:
Запись в доноры |
Палата госпиталя после бомбёжки |
Ленинградское бомбоубежище |
Надпись на стене, предупреждающая об опасности этой стороны улицы при артобстреле |
"Паровоз везёт муку по трамвайным рельсам. Ленинград. 1942 год":
"Подъём мешков с мукой на Ладожском озере":
"Выгрузка муки на перевалочном пункте в Осиновце. Лето 1942 года":
"Машины, везущие ночью груз по Ладожскому льду в блокадный город" и "Выезд на Ладожскую трассу у деревни Кокарево":
"Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Ещё не знают на Земле
Страшней и радостней дороги".
Ольга Берггольц
И городские заводы по производству хлеба, конечно, продолжали работу в условиях блокады:
Их тоже бомбили, и работать было не безопасно, но цеха не останавливались и пекли хлеб из всего, что только было возможно.
Генеральный план территории хлебозавода № 12 (завод им. Микояна - сейчас это "Хлебный дом" из группы компаний Fazer на ул. Смоленской-Заозёрной у метро "Фрунзенская") с указанием мест попадания бомб и артиллерийских снарядов:
Карта Ленинграда с указанием хлебозаводов, работавших в годы Великой Отечественной войны:
И здесь в центре мой родной район - Дзержинский (сейчас он Центральный). Здесь прошло моё детство, здесь я закончила школу. И здесь на углу Чернышевского проспекта и тогда ещё улицы Петра Лаврова (сейчас это Фурштатская улица) в открытом окне здания продавали свежеиспечённый хлеб и булку прямо с пылу-жару прямиком из цехов хлебозавода № 14:
Ох, какая же вкусная булка выпекалась в 80-90-х годах!!! Когда я её покупала, сразу половину батона съедала, ещё по пути домой. А какие аппетитные слойки и саечки были! С молоком в треугольниках, а потом с йогуртами в пакетах очень вкусно было их уплетать.
И вот не знаю, насколько сильно пострадал этот хлебозавод во время войны, но на моей памяти он всегда выглядел упитанным, красивым и дородным. И сейчас выглядит так же. Это фото я сделала 12.02.2017:
И на углу завода всё так же работает киоск по продаже хлеба и булочек. Но... в целлофановой упаковке. И уже не с пылу-жару:((( И вкус уже не тот. И рецепты явно другие, потому что аппетита уже не вызывают... К слову, это здание было построено в 1937 году именно в качестве хлебозавода, и с тех пор несколько раз сменило своих хозяев, но с 2009 года начало носить название "Хлебозавод "Арнаут" и на том пока держится.
Возвращаясь к выставке, надо отдать должное её организаторам, потому что разговор о хлебозаводах они решили вести не с помощью официальных цифр и документов по выпуску продукции, а демонстрируя имена и труд людей, которые отдавали все силы на поддержание этой важной для выживания города отрасли:
Как было не сойти с ума в окружении большого количества хлеба, понимая, что дома ждут дети, на которых выписывается 125 граммов в день, я совершенно не представляю.
Зато представляю, с каким чувством жители города ждали тот день, когда всё это закончится. Правда, у Ленинграда таких дней было несколько:
- 18 января 1943 года - день, когда прорвали кольцо блокады - освободили Шлиссельбург и очистили от противника всё южное побережье Ладожского озера, полностью восстановив прямое сообщение с осаждённым Ленинградом.
- 27 января 1944 года - день полного освобождения от блокады, когда была разгромлена глубокая линия обороны фашистов с южного направления и был освобождён Новгород.
- и, конечно, 9 мая 1945 года - День Победы!
Многие не дожили до победы... А те, кто дожили, навсегда запомнили и сохранили бережное отношение к самому ценному предмету в этой жизни - кусочку хлеба:
"Блокадница Таисия Васильевна Мещанкина о хлебе говорит, будто молитву новую слагает: "Вы меня послушайте. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досыта поесть хлеба. A я сказала себе: когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый богатейший человек".
Алесь Адамович, Даниил Гранин. Блокадная книга
Не дай Бог нам всем увидеть это повторение!
*********************************************************
Следующие записи под меткой "Санкт-Петербургский Музей Хлеба":
7-ая запись. История мельницы
8-ая запись. Игра "Как хлеб пришёл в Петербург"
9-ая запись. Выставка "Против течения"
10-ая запись. Тестопластика
Спасибо за внимание! Буду рада видеть Вас снова!
Поделиться с друзьями:
Поблагодарить автора или поддержать блог можно, перейдя в раздел "Donation":
ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ, КЛИКНУВ НА ОРАНЖЕВЫЙ ЯРЛЫЧОК НИЖЕ
Комментариев нет:
Отправить комментарий