И не только потому, что она содержала огромное количество интересной и очень полезной информации. Но и потому, что подавала её в очень лёгкой игровой форме: здесь многие экспонаты можно было трогать руками, а некоторые даже нужно было трогать, чтобы получить дополнительные знания или проверить уже имеющиеся.
Единственное, что меня на этой выставке расстроило - это то, что находилась она в самом конце музейных экспозиций, и о её существовании я узнала слишком поздно, когда уже изрядно вымотала силы на основной коллекции. А потому фотографий у меня будет не так уж и много, чтобы показать всё, что на этой выставке было. Но я всё же постараюсь максимально передать увиденное.
И начну со слов аннотации к выставке с официального сайта музея:
Этот трудный путь - водный против течения от Волги до Невы - лёг в основу игры "Как хлеб пришёл в Петербург?", с которой и начиналась выставка "Против течения":"Петербург – город хлебосольный, но не очень хлебородный. Основав город на северо-западе Руси, Петр Великий обрек жителей на трудную доставку сюда пропитания".
И путь этот складывался из нескольких этапов:
- Закупка хлеба (зерна/муки) на волжских базарах, главным из которых была хлебная пристань в Самаре.
- Строительство барок, наём крючников и погрузка мешков с зерном/мукой на барки.
- Наём бурлаков и путь до Рыбинска, где предстояло выбрать один из трёх путей до Санкт-Петербурга: Мариинскую, Тихвинскую или Вышневолоцкую водную систему + возможная перегрузка хлеба на более подходящие барки.
- Прибытие в Петербург и торговля на Калашниковской хлебной бирже.
КАК ТОРГОВАЛИ ХЛЕБОМ НА ВОЛЖСКИХ БАЗАРАХ?
Из аннотации к выставке "Против течения":
"Первое место по размеру хлебной торговли во всём Приволжском крае занимала Самарская пристань. В урожайные годы осенью и зимой в Самаре ежедневно собирались тысячи возов с зерном - иногда до 15 тысяч!
В каждом возе по 20-25 пудов хлеба.
Одни самарские амбары могли вместить до 15 миллионов пудов зерна".
Переводим цифры на понятные нам значения:
1 пуд = 16,38 кг
20 пудов = 20*16,38 кг = 327,6 кг
25 пудов = 25*16,38 кг = 409,5 кг
15 000 000 пудов = 15 000 000 * 16,38 кг = 245 700 тонн.
Это, на самом деле, не самые большие цифры для царской России. Общие сборы зерна были гораздо больше. Статистику с цифрами можно посмотреть в журнале автора bash_m_ak - http://bash-m-ak.livejournal.com/5988.html.
Но справедливости ради, я Вас отправлю почитать другую, более занимательную заметку - по поводу того, а для чего, собственно, производилось и продавалось такое большое количество зерна, и как им на самом деле распоряжались - https://www.proza.ru/2010/05/19/465.
Да, не самая позитивная информация, зато очень хорошо подготавливающая к дальнейшему рассказу о бурлаках и их тяжёлой судьбе в Российской империи.
Есть товар - есть купец. И на самарской хлебной пристани существовали специальные доверенные лица для закупки зерна - покупщики:
Из аннотации к выставке "Против течения":
Под аннотацией были дощечки с изображением мужиков, в которых можно было признать и Покупщиков, и Доверенных лиц. Но для этого нужно было фигурки в сторону отвести и надписи под ними прочитать, а я не сразу сообразила это сделать:"Большинство крупных хлебных фирм Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода имели в Самаре своих доверенных лиц. Доверенные лица нанимали за 300 рублей на сезон Покупщиков из местных жителей, которые сновали по базарам, стараясь купить подешевле заданное количество хлеба".
Для тех, кто сообразит, ответьте потом на вопросы:
- Что происходит на базаре, если зерна завезли мало?
- Что происходит на базаре, если зерна завезли много?
- И кто такие кулаки?
Из аннотации к выставке "Против течения":
И самое время вспомнить про такой важный элемент базара, как весы! Куда уж без них? И, конечно, на выставке такие инструменты были:"В сезон продажи хлеба в базарный день в 6 часов утра поднимался флаг - сигнал начала торговли. Если кто из покупщиков начинал покупать хлеб до поднятия флага, того подвергали штрафу.
Но как только флаг поднят - тут уже не зевай! Покупщики поспешно обходили возы с зерном и заключали сделки".
Жаль, что у этих экземпляров на фотографиях я не смогла разглядеть, какого они роду-племени.
А вот следующие уже хорошо на фото читались. Верхний безмен - пружинный Русско-Американского торгово-промышленного акционерного общества с предельной нагрузкой в 4 пуда (65,52 кг). Производства США начала XX века:
Нижний - ручной неравноплечий - уже российского производства конца XIX века. Оба из металла, но какого - неясно.
А под ними настольные весы с гирями:
Правда, весы какие-то хилые по сравнению с верхними образцами - нагрузка всего 5 кг. Производства фабрики "Вебер, Деке и КО" 1914 года в России.
Гири разномастные, но тоже российского производства:
- Самая большая = 10 фунтов - это 10*410 гр = 4100 гр = 4,1 кг. Произведена в Санкт-Петербурге в 1913 году.
- Гиря весом в 2 фунта = 2*410 гр = 820 гр = 0,82 кг
- Гиря весом 1 фунт = 1*410 гр. = 410 гр = 0,41 кг
- Гиря весом 1/2 фунта = 1/2*410 гр = 205 гр = 0,205 кг
- Гиря весом 1/4 фунта = 1/4*410 гр = 102,5 гр = 0,1025 кг
Ну, что же, зерном закупились, пора думать, как его заказчику отправлять.
КАК ОТПРАВИТЬ ХЛЕБ В ПЕТЕРБУРГ?
Раз уж рассматриваем путь "против течения", то и отправлять будем водным путём на корабле подходящем. И корабль этот - барка:
Барка - это (согласно Викитеки, использующей определение из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) "общее название особого рода грузовых судов, употребляющихся на реках и каналах России для перевозки зернового хлеба и других кладей. Отличительная особенность барки составляет совершенно плоское днище и тупо скругленные на концах отвесные бока и штевни. Бывают одно-, двух- и трехмачтовые".
КАК ПОСТРОИТЬ БАРКУ?
Из аннотации к выставке "Против течения":Эти этапы можно разглядеть на картинке, которая выше."Как построить барку? Хлеб не нагрузишь, если судна нет.
На нижней Волге барок не строили - мало леса. Строили на притоках Волги: Унжа, Ветлуга, Кама, Молога, Шексна, Сура и др. Ранней осенью, пока не замёрзла земля, заготавливали деревья с корнями и брёвна. По снегу вывозили лес на берега сплавных рек. В конце марта шили (вязали) плоты для пристаней. По весне плоты шли к волжским пристаням для постройки барок. На берегу близ реки выбирали ровное место и обставляли клетками из толстых поленьев. На них основывали дно барки - длинные сосновые доски. Сверху досок клали на всю ширину барки копани - сосновые деревья, вырытые с корнем, к ним прибивали нижние доски. На дно по обоим концам барки ставили толстые деревья с корнями. К этим деревьям и головам копаней прибивали обшивку из досок. БАРКА ВЧЕРНЕ ГОТОВА. Конопатили (липовым мочалом) щели, чтобы не просачивалась вода".
А ниже картинка рассказывала об окончательных работах, после которых барку можно было грузить зерном:
Из аннотации к выставке "Против течения":
И мачту, и бечеву, и бурлаков мы ещё увидим чуть позже, а пока можно напрячь извилины и ответить, какие пословицы имели в виду организаторы выставки, спрятав их за поднимающимися табличками вот с такими наводящими вопросами:
- "Теперь барку спускали с клеток на землю - вода сама поднимет судно при разливе, или перетаскивали на воду по брёвнам.
- На воде барку окончательно снаряжали. Ставили на столбах крышу, чтобы не мочило хлеб сверху.
- Над крышей приделывалось стояно, то есть балкон для проводника барки - лоцмана, а внизу небольшой ворот для руля.
- Про запас делали настоящие вёсла (гребки), три якоря с канатами, чтобы остановить барку и сходень (длинную доску) для входа на барку.
- Посередине судна ставилась мачта, к ней привязывался холщовый парус и флаг. За мачту цеплялась и бечева, за которую бурлаки будут тянуть судно".
- О неуклюжем, неповоротливом человеке?
- Выбираясь из неприятного положения, попасть в такое же или ещё более худшее?
- Когда нечего толком надеть, надеваешь, что придётся?
- О безвыходном положении?
КАК РАБОТАЛИ КРЮЧНИКИ?
Из аннотации к выставке "Против течения":
- "Крючники нужны были на любой пристани, но наибольшее их количество собиралось в Рыбинске - главной точке хлебного водного пути. ДО 3600 ЧЕЛОВЕК, организованных в артели. Артель обычно состояла из 12-16 крючников, в ней был один БАТЫРЬ, ВЫСТАВЩИКИ и ГОРБАЧИ.
- Закупленный хлеб надо было погрузить на суда, а затем по пути в Петербург НЕСКОЛЬКО РАЗ ПЕРЕГРУЖАТЬ. Портовые грузчики были одними из главных героев хлебного пути. В России их называли КРЮЧНИКАМИ - их основным орудием труда был ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЮК.
ГЛАВНЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА КРЮЧНИКА:
- КРЮК. К железному крюку прикреплялась перевязь из холста или верёвка. Это и был главный инструмент крючника: с помощью крюка груз поднимали и удерживали на спине.
- СЕДЁЛКА. Странный предмет, похожий на обтянутую холстом деревянную скамейку с длинными завязками, назывался седёлкой, или табуреткой, или горбушей. Стёганая спинка: внутрь спинки вкладывался толстый слой ваты, предохранявший спину от натирания. Упор: седёлка надевалась на спину крючника, как рюкзак, и имела упор, на который и ставился мешок. Так его было легче нести".
Приговорки и песни крючников:
При подъёме тяжелого груза крючники пели:
- "Если крючник случайно ронял груз со спины, то, поднимая его, надсадно покрикивал: "А за те же денежки ещё разок!"
- "Наливай!" - то есть "клади на спину": двое наливали третьему.
- "Даёшь!" - кричал крючник, подставляя спину.
Поднимем, молодчики, ещё раз!Разудалые, повыше, ещё раз!Ой, раз, ой, раз!Ещё разик, ещё раз!Бери - пойдёт,Пойдёт - идёт..."
Эх, не хватало на этой пристани ещё и мешков с зерном, да крюка с седёлкой, чтобы почувствовать себя настоящим крючником!
Зато очень приятно было увидеть знакомые лица, которые побывали в нелёгкой шкуре портового грузчика:
Но сначала проверим память и ответим на вопросы под табличками:
Чтобы завершить стихотворение Владимира Алексеевича Гиляровского:
А вот и сам автор собственной персоной:"Мокра рубаха, лапти рвутся,
Устали ноги и спина...
А доски плещут, доски гнутся,
Под ними хлюпает волна.
Здесь песен нет. Весь день в молчаньи.
Рот пересох до хрипоты,
Лишь только крякнет от страданья,
С плеча кидая куль в бунты...
Опять бежит по зыбкой сходне
За новым грузом налегке,
Вчера, и завтра, и сегодня...
Куль на спине, да крюк в руке".
Из аннотации к выставке "Против течения":
Другой известный нам человек, так же примеривший на себя лямку крючника, - никто иной, как сам Шаляпин:
"ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ ГИЛЯРОВСКИЙ (1855-1935)
Писатель, журналист (современники называли его "королем репортеров"), один из лучших знатоков и бытописателей Москвы. Его книга "Москва и москвичи" (1926) и сейчас продолжает оставаться бестселлером очерковой литературы.
Был Гиляровский и цирковым наездником, и борцом, и табунщиком, и актёром, и знатоком конского спорта и пожарного дела. И даже БУРЛАКОМ и КРЮЧНИКОМ! В июне 1871 года после неудачного экзамена в вологодской гимназии Гиляровский без паспорта и денег сбежал из дома. В Ярославле поступил работать бурлаком: 20 дней шёл с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска. Затем в Рыбинске работал крючником в порту:
"Дня через три я уже лихо справлялся с девятипудовыми кулями муки и, хотя первое время болела спина, a особенно икры ног, через неделю получил повышение: мне предложили обшить жилет золотым галуном. Я влился в артель и, проработав с месяц, стал чернее араба, набил железные мускулы и не знал устали" (В. A. Гиляровский. Мои скитания).Кстати, о физической силе "дяди Гиляя" всю его жизнь ходили легенды: он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу".
Из аннотации к выставке "Против течения":
Историю той самой "Дубинушки" авторы выставки тоже проследили и поделились:
"ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН (1873-1938)
Оперный и камерный певецВ 1890 году семнадцатилетний Федор Шаляпин, еще не будучи знаменитым певцом, возвращался из Астрахани в Казань. Денег у него тогда совсем не было, но команда буксира позволила ему бесплатно плыть на барже до Самары, где нанялся в артель крючников и проработал в ней с неделю.
Из книги Ф. И. Шаляпина "Страницы из моей жизни":
"В Самаре я попросил крючников принять меня работать с ними. Грузили муку. В первый же день пятипудовые мешки умаяли меня почти до потери сознания. К вечеру у меня мучительно ныла шея, болела поясница, ломило ноги, точно меня оглоблями избили. Крючники получали по четыре рубля с тысячи пудов, a мне платили двугривенный за день, хотя за день я переносил не меньше шестидесяти, восьмидесяти мешков".К теме крючников и бурлаков Ф. И. Шаляпин вернётся, уже став великим певцом. Исполнение песни "Дубинушка" (стихи A. A. Ольхина) стало одним из самых известных в его репертуаре.
Первый раз публично Ф. И. Шаляпин спел "Дубинушку" "в концерте" 29 апреля 1905 года в Киеве на бесплатном выступлении для нескольких тысяч рабочих".
Из аннотации к выставке "Против течения":
Самое интересное, что отголосок революции можно было услышать и в другом экспонате на этой выставке, который располагался прямо напротив заметки о "Дубинушке", - в одной из самых известных картин Ильи Ефимовича Репина - "Бурлаки на Волге".
"ДУБИНУШКА"Изначально это народные припевки, которые задавали ритм и темп артельной работы: выкорчёвывание деревьев, вбивание свай и т.д. Затем "Дубинушка" перешла к бурлакам (под неё сдергивали судно с мели) и крючникам. Тексты в зависимости от вида работ менялись, Но сохранялся припев:
Эх, дубинушка, ухнём!
Эх, зелёная, сама пойдёт, сама пойдёт!
одёрнем, подёрнем,
Да ухнём!Широкую известность получили авторские "Дубинушки". В 1865 году В. И. Богданов публикует стихотворение с рефреном "Эх, дубинушка, ухнём!..." и зачином, ставшим "визитной карточкой" "Дубинушки":
Много песен слыхал я в родной стороне,В них про радость и горе мне пели;Но из всех песен одна в память врезалась мне -Это песня рабочей артели.В 1885 году A. A. Ольхин перерабатывает текст Богданова и придаёт ему революционное звучание:
Но ведь время придет, и проснётся народ,Разогнёт он избитую спину...Именно вариант Ольхина становится невероятно популярным в эпоху Первой русской революции, особенно после исполнения его Ф. И. Шаляпиным в 1905 году".
ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ КАРТИНЫ И. Е. РЕПИНА "БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ" (1873)
Покажу поближе, чтобы напомнить её композицию:
Артель бурлаков тянет барку по Волге. И каждый из этих бурлаков играет в этой связке свою важную роль. Рассмотрим эти роли не с искусствоведческой точки зрения, а со стороны трудовой жизни бурлачества.
У этой картины несколько смысловых центров, и главный из них - это первая тройка бурлаков:
Из аннотации к выставке "Против течения":
"На трёх первых бурлаках лежала ответственность за общее движение цепи.Главным в тройке был, конечно, ШИШКА:
"Мне посчастливилось, он (шишка) меня сразу поставил третьим, за подшишечным Уланом, сказав: "Здоров малый - этот сдержит!" (В.А. Гиляровский. Мои скитания).
А уже за спинами первых трёх шли бурлаки менее опытные и менее сильные. Прототип третьего бурлака с картины Репина выполнял и обязанности артельного старосты - закупал продовольствие для артели".
Из аннотации к выставке "Против течения":
"ШИШКА - передовой бурлак, самый сильный, опытный и надёжный. Он отвечал за слаженную работу ТЯГУНОВ - остальных бурлаков. Шишка, не оглядываясь назад, должен был понять, кто именно из бурлаков не дотягивает тяги. Шишка выбирал дорогу и задавал общий ритм движения. Он обычно и был запевалой".За шишкой шёл ПОДШИШЕЧНЫЙ, а следом за первой тройкой шли самые молодые и менее опытные бурлаки:
Из аннотации к выставке "Против течения":
"Самых молодых бурлаков, идущих по первой путине, артель обычно выбирала в сокольные старосты. Он должен был поддерживать чистоту и порядок в сокольне, так на речных судах называлось отхожее место (туалет). Прототипом молодого бурлака на картин Репина был деревенский парень Ларька, которому артель вменяла ещё и обязанности кашевара, хотя кашевары обычно освобождались от другой судовой работы. Недовольство молодого бурлака видно на картине - Ларька демонстративно отказывался тянуть лямку".Вот за этот жест сбрасывания бурлаком лямки картину и наделяли революционным смыслом - что рабочий люд скидывает ненавистное иго эксплуататоров, а перевёрнутый флаг на мачте барки (триколор на картине подвешен вверх ногами - это будет видно на фотографии чуть ниже) означает государственный переворот, который предрёк своей картиной И. Е. Репин. Но это всё расхожие домыслы, и доподлинно не известно, наделял ли Репин свою картину таким смыслом. Но то, что дар художественного предвидения здесь отметился - это совершенно точно.
И замыкали вереницу бурлаков особые члены команды, явно наделённые острым глазом и внимательностью, - КОСНЫЕ:
Из аннотации к выставке "Против течения":
"КОСНЫЕ - бурлаки, идущие в конце цепочки. Они следили, чтобы бечева не засорилась - не зацепилась за лежащие на дне камни или кусты на берегу. Тогда её ссаривали (сбрасывали с кустов, камней). Косные также должны были следить за состоянием корабельных снастей и при ходе на парусах лазить на мачту. В косные выбирались опытные бурлаки, часто они менялись ролями с шишкой во время рейса".Познакомились с бурлаками - поглядим на их дорогу:
Из аннотации к выставке "Против течения":
"БЕЧЕВНИК - истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Ещё по указу императора Павла здесь запрещено было строить заборы и здания, но при этом с береговой полосы не устраняли ни кусты, ни камни, ни топкие места. Бечевник на картине Репина можно считать идеальным участком бурлацкого пути.И теперь обратимся, наконец, к самому грузу - нашему хлебу, который на барке направляется в Петербург:
БУРЛАКИ ТЯНУТ СУДНО - ИДУТ БЕЧЕВОЙ. Цепочка бурлаков всегда тянется наискосок. Передовые выбирали бечевник, проторенную тропу. Задние - из-за тяги судна - уже идут по щебню, почти по воде. Бурлаки шли нога в ногу, валясь грудью на лямку. Каждый шаг делался с правой ноги, затем подтягивалась левая. На картине Репина все бурлаки как раз и шагают с правой ноги. Чтобы войти в ритм, были и особые лямочные песни: "Вот пошли, да повели, / правой-левой заступили..."
Из аннотации к выставке "Против течения":
"БЕЧЕВА - прочная верёвка, закреплённая на мачте судна, к другому её концу присоединялись лямки бурлаков. И. Е. Репин довольно точно изобразил момент, когда барка обходит мель. Пока барку вели у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил её, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придётся сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.Это мы изучили бурлаков как работников: их обязанности и роли. А характеры бурлаков можно проследить в записи современника Ильи Ефимовича Репина - Фёдора Михайловича Достоевского, которую организаторы выставки привели справа от картины :
РАСШИВА - вид барки. На таких возили вверх по Волге соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шёлк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу гружёного судна из расчёта примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.
ПАРУС поднимался при попутном ветре, тогда корабль шёл гораздо легче и скорее. На картине Репина парус убран. Ветер, очевидно, встречный - бурлакам тяжелее идти. На картине видно, что у них не получается делать широкий шаг.
ВОДОЛИВ - старший в артели бурлаков, у него хранились деньги на продовольствие бурлакам. Он не покидал судно во время рейса, следил за тем, чтобы барка оставалась сухой, отвечал за сохранность грузов, фактически замещал хозяина товара. Водолив также следил за технической исправностью барки и выполнял обязанности судового плотника.
ЛОЦМАН - человек у руля, бурлаки обычно звали его дядей. Лоцман управляет судном: даёт указания бурлакам и производит манёвры как рулём, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Лоцман должен знать в совершенстве весь фарватер Волги. Лоцманы не входили в состав бурлацкой артели и нанимались хозяином отдельно. На картине Репина лоцман занят работой - судно делает поворот, обходя мель".
Из аннотации к выставке "Против течения":
"Из "Дневника писателя" Ф. М. Достоевского:
"...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: "Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!" И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своём положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьёзничает, кричит, даже ссорится - удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно..."
Я думаю, в своё время такая оценка со стороны Достоевского задала тон всей критической мысли современников Репина на тему его картины и творчества в целом. Если будет интересно проследить творческий и жизненный путь известного художника, то в интернете есть замечательный сайт, где собран огромный массив полезной информации, - http://ilya-repin.ru/.
А мы продолжаем изучать, почему труд бурлаков был необходим и повсеместно использовался. Из аннотации к выставке "Против течения":
- "До изобретения пароходов речные суда могли двигаться против течения только одним способом: артель бурлаков (сезонных наёмных рабочих), идя по берегу, тянула судно при помощи бечевы (толстой и крепкой верёвки). Суда тянули по "большой воде": весной и осенью.
- Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого - физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика. Расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода (2172 км) груженые суда преодолевали за 2,5 - 3 месяца".
Так что бурлачество - мера вынужденная и исчезнувшая сразу, как только было найдено решение в виде самоходного водного транспорта.
Давайте закрепим прочитанный материал и вспомним, что же такое "бечевник"?
- Полоса берега, по которой передвигались бурлаки бечевой?
- Продавец, торгующий бечёвками?
- Место, где собираются бичи?
Ответы на вопросы, которые были слева от картины, открывались таким же способом:
Что значит "тянуть лямку"?
- Работать бурлаком?
- Медленно надевать сарафан на лямках?
- Усердно и добросовестно работать (как правило - за плату, не достаточную для такой работы)?
- На шляпе кокарда?
- За ленточку на шляпе заткнут цветок?
- За ленточку на шляпе заткнута деревянная ложка?
КАК РАБОТАЛИ БУРЛАКИ?
Качество фотографий здесь вышло не очень хорошее, но прочитать текст, написанный на табличках, я могу:
Из аннотации к выставке "Против течения":
"ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ БЕЧЕВА ОТ БЕЧЕВОЧКИ? БЕЧЕВА - прочная верёвка толщиной 3 дюйма (~ 7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (~ 214 м). Длина бечевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту.Надевает и тянет. И в зависимости от берега, тяга эта или тяжелее, или легче:
БУРУНДУК ЭТО ЗВЕРЁК? ИЛИ ЧТО? БУРУНДУК - короткий толстый канат. Его привязывали на верх мачты, высота которой - около 30 м! На свободном конце бурундука - блок, а через него пропущена бечева.
ЧЕБУРАХИ, УШКИ, ТОНЬКИ И ХВОСТЫ - ЧТО ЭТО?
- УШКО - петля, ушки крепились на конце бечевы на расстоянии 6 м друг от друга.
- ТОНЬКА, она же ХВОСТ - верёвка длиной от 2 до 4 м, продевалась сквозь ушко.
- ЧЕБУРАХ - деревянный шар, был привязан к концу верёвки и удерживал её в ушке. На другом конце ХВОСТА укреплено железное КОЛЬЦО - к нему прикрепляется широкая ременная ЛЯМКА, её и надевает бурлак".
Из аннотации к выставке "Против течения":
"ПО КАКОМУ БЕРЕГУ ИДТИ БУРЛАКАМ ЛЕГЧЕ: ПО НИЗКОМУ ИЛИ ВЫСОКОМУ?Вот таким разным бурлацким ходом добрались мы, наконец, с самарской пристани до главного бурлацкого города бывшей царской России - до Рыбинска.
ПРОВЕДИ ЭКСПЕРИМЕНТ: ТЯЖЕЛО ЛИ БЫЛО БУРЛАКАМ?
- По законам физики: чем ниже берег, по которому идут бурлаки, тем легче тянуть барку. Если берег высокий и мачта оказывается ниже тропы - бурлакам намного тяжелее.
- С правой стороны - иллюстрация Г. Г. и Н. Г. Чернецовых. Бурлаки на Волге. 1838 год. Под Костромой. На рисунке братьев Чернецовых изображён особый тип бурлацкой тяги: судно тянут за два каната (на две бечевы), и к основной бечеве привязана вспомогательная (подсада).
ХОД ПОДАЧЕЙ (ЗАВОЗОМ)
сделай бурлацкую лямку - кожаный пояс длиной 3 аршина (213,36 см) и шириной 4 вершка (17,78 см) с концами, сшитыми вместе; перекинь её через блок, жёстко закреплённый на опоре на уровне груди; укрепи на другом конце груз массой 40 кг; если начать двигаться, чтобы поднять груз - почувствуешь примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. Но не забывай: рабочий день бурлаков длился - с небольшим перерывом - от рассвета до заката!
- Если на берегу не было хорошего бечевника или усиливался встречный ветер, суда двигались ПОДАЧЕЙ (ЗАВОЗОМ). Две лодки на вёслах поочерёдно завозили вперёд барки ЯКОРЬ, бросая его на дно. Другой конец якорного каната оставался на судне. Бурлаки крепили к канату свои ЛЯМКИ и ходили в длину судна по палубе, подвигая его к якорю.
- ХОД ПОДАЧЕЙ технически эффективнее, но бурлаки предпочитали ход бечевой. Наверное, завоз казался слишком суетным делом: и якоря возить, и ходить туда-сюда по палубе..."
РЫБИНСК - СТОЛИЦА БУРЛАКОВ И ХЛЕБНЫХ КАРАВАНОВ
Своим громким статусом Рыбинск обязан не кому-нибудь, а Петру I, перенесшему столицу из Москвы в Санкт-Петербург:
Из аннотации к выставке "Против течения":
"Поселение у слияния рек Волги и Шексны известно с 1071 года, городом Рыбинск стал с 1777 года.
После переноса российской столицы в Санкт-Петербург Рыбинск оказался в очень выгодном положении - на перекрёстке путей от Санкт-Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому. Это и сделало Рыбинск главным транспортным узлом на пути в Петербург и крупнейшим в России центром торговли хлебом.
В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 миллиона тонн на сумму 75 миллионов рублей.
Именно от Рыбинска начинался путь хлеба в столицу по трём созданным в разное время водным системам: Вышневолоцкая (1709), Мариинская (1808) и Тихвинская (1811)".
У этого города очень славная и интересная история, но мы здесь ограничимся только несколькими фактами, относящимися к нашей теме:
Из аннотации к выставке "Против течения":
- "Постоянное население в Рыбинске в XIX веке было около 12 000, но летом - в пору хлебных караванов - собиралось БОЛЕЕ 100 000 ЧЕЛОВЕК. Рыбинская хлебная пристань тянулась на НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ по берегу Волги.
- "Хлебных судов собиралось так много, что по ним можно было перейти, не замочив ноги, с одного берега на другой, как по живому мосту". (С. В. Максимов)
- По берегу Волги находилось свыше 200 складочных хлебных магазинов, длинные навесы для найма бурлаков на суда, крючников для нагрузки, лоцманов для проводки судов, целые вереницы ларей и столов с продовольствием для рабочих.
- Позади Гостиного двора - "обжорный" ряд, в нём множество трактиров и харчевен. Здесь собиралось торговое купечество: низовые купцы продают, верховые - покупают хлеб".
Из аннотации к выставке "Против течения":
"РЫБИНСК - СТОЛИЦА БУРЛАКОВ
- В XIX веке Рыбинск называли "столицей бурлаков". В летнюю навигацию через город проходила четвёртая часть всего российского бурлачества.
- В Рыбинске была конечная точка пути "бечевой": бурлаки, получив расчёт, или отправлялись по домам (чаще вниз по Волге), или спешили наняться на следующую "путину". У бурлаков было и особое название Рыбинска - Рыбна.
- Из "Путешествия по Волге" Г.Г. и Н.Г. Чернецовых: "Берег оживился, зашумел говор; бурлаки с ложками за тесьмами или лыком на шляпах, в липовых башмаках живописно высыпали на рыбинскую пристань; эти рекоходцы-труженики, забыв о своей лямке, группами оставили берег и огласили его удалыми песнями..."
Распрощавшись с бурлаками, купцам в Рыбинске приходилось решать непростую задачу: каким именно из трёх путей добраться до самого Петербурга: Мариинским, Тихвинским или Вышневолоцким?
ВОДНЫЕ СИСТЕМЫ МЕЖДУ РЫБИНСКОМ И ПЕТЕРБУРГОМ
Отличительной чертой всех этих водных систем являлось использование очень прогрессивной для тех времён технологии шлюзов.
На Вышневолоцкой системе строительство шлюзов началось ещё при Петре I с привлечением голландских инженеров, которые не осилили задачу, и проект был удачно исполнен и приведён в рабочее состояние уже российскими мастерами под руководством новгородского купца Михаила Сердюкова - про эту историю можно почитать в статье Википедии.
И мне приходится отправлять вас на Википедию, потому что, оказывается, я не сфотографировала паспорт Вышневолоцкой системы и не могу показать её аннотацию. Могу лишь продублировать информацию из условий игры "Как хлеб пришёл в Петербург":
Зато две другие системы я уже сфотографировала и могу ими поделиться:
"ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА.
Путь до Петербурга долгий - около 90 дней. Зато здесь проходят крупные суда. Главная опасность - Боровицкие пороги на реке Мсте!"
ТИХВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА
Из аннотации к выставке "Против течения":
И несколько фотографий, иллюстрирующих реки и шлюзы на этой водной системе:"ТИХВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА1811В СИСТЕМУ ВХОДИЛИ:
река Молога (приток Волги, сейчас впадает в Рыбинское водохранилище) - реки Чагодоща, Соминка - Тихвинский соединительный канал - реки Тихвинка, Сясь - Сясьский канал - Старо-Ладожский канал - Ладожское озеро - река Нева. Тихвинский путь был САМЫМ КОРОТКИМ: от Рыбинска до Петербурга - 924 КМ.ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ:
Судоходство по Тихвинской системе шло в обе стороны. Суда шли от Рыбинска до Санкт-Петербурга около 30 дней. Стоимость перевозок дороже, поэтому здесь везли наиболее ценные заграничные товары, связанные с жёсткими сроками доставки -- для Макарьевской (Нижегородской) ярмарки, a также товары местного потребления. Реки, входящие в систему маловодны, и глубины их незначительны. Здесь применялись только небольшие суда с небольшой осадкой -- до 33 тонн: "тихвинки" и "соминки" (их строили в Тихвине). Тихвинская система не была достроена: на порожистых участках Чагоды, Тихвинки и Сяси отсутствовали шлюзы, на ряде мелких мест суда приходилось разгружать".
МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА:
Из аннотации к выставке "Против течения":
И иллюстрации Мариинской водной системы. Очень наглядная картина нагруженной барки и её выхода из шлюза:"МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА1808В СИСТЕМУ ВХОДИЛИ:
река Шексна (приток Волги) - Белое озеро - река Ковжа - Мариинский канал - река Вытегра - Онежское озеро - река Свирь - приладожские каналы - река Нева Длина Мариинской системы -1143 КМ.ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ:
На Мариинской системе грузоподъемность судов достигала 82 тонн. Суда шли от Рыбинска до Санкт-Петербурга около 110 дней. Малые размеры шлюзов и каналов ограничивали возможности увеличения грузооборота. Белое и Онежское озера долгое время не имели обходных каналов, поэтому даже при небольшом волнении суда проходя их, гибли. Путь проходил по безлюдным и заболоченным местностям. Возникали сложности с тем, чтобы в достаточном количестве найти людей и лошадей для тяги судов и обслуживания судоходства".
Вот у каждой из этих водных систем были как удачные особенности, так и неподходящие, а иногда и просто опасные. И нужно было очень хорошо продумывать путь своего товара: и на лоцмане не продешевить, и барки правильные подобрать, и судна товаром не перегрузить, и к переправам/порогам вовремя подойти, да и многое другое не позабыть. Иначе лежать товару посередине реки или канала...
Ну, а мы удачно прошли все водные системы и, наконец, прибыли в Петербург.
КАЛАШНИКОВСКАЯ ХЛЕБНАЯ БИРЖА
Из аннотации к выставке "Против течения":
- "Пройдя длинный путь от низовьев Волги суда с хлебом попадали в Неву и становились у причала Калашниковской пристани Петербурга. Она тянулась от Большой Болотной улицы (сейчас - Петра Моисеенко) до Обводного канала. Здесь были многочисленные амбары для хранения хлебных товаров. Сюда везли хлеб из 24 российских губерний.
Из описаний очевидца начала XX века:
- "Почти все мукомольные фирмы из Нижнего Новгорода, Саратова имели на Калашниковской набережной в Петербурге свои мучные склады и магазины. В обширных магазинах белые мешки с "крупчаткой" складывались целыми поленницами, от пола и до потолка. По набережной Калашниковской пристани и по проспекту то и дело громыхали ломовики с кулями и мешками разных хлебных товаров. По всему было видно, что здесь - царство хлеба, уголок Волги..."
И аннотации к выставке "Против течения":
"КАЛАШНИКОВСКАЯ ХЛЕБНАЯ БИРЖА
Центр столичной хлеботорговли сначала располагался на Калашниковской пристани, а с 1895 года - в специально построенном здании, выходившем на Полтавскую (дом 12) и Харьковскую (дом 9) улицы. Калашниковская хлебная биржа обслуживала весь Прибалтийский край, вместе с Петербургом и Финляндией. Если хлеб с баржи был продан на бирже заграничному покупателю, то баржа с Калашниковской пристани спускалась на Васильевский остров на Румянцевскую пристань. Затем на буксире подводилась к кораблю - для перегрузки хлеба.ПОРЯДКИ НА КАЛАШНИКОВСКОЙ БИРЖЕ
Первый от входа зал биржи в народе прозвали "ТОЛКУЧКОЙ". Здесь толпилась смешанная публика: и булочник, и хозяин мелочной лавки, и провинциальный помещик, приехавший продать партию овса и др. В следующих залах были расставлены столы-конторки, за которыми сидели МУЧНИКИ - купцы, торгующие мукой. В начале XX века насчитывалось 57 столов-конторок, которые сдавались от биржи мучникам в аренду. За этими столами-конторками располагались 114 хлеботорговцев. Из них 80 - "КРУПЧАТНИКОВ", торгующих белой мукой, то есть пшеничной "крупчаткой". Каждый стол - хлебная лавка в уменьшенном размере: здесь только пробы имеющихся в кладовых хлебных товаров. Пробы, для поиска покупателя, ходили по рукам в холщовых мешочках. Осмотрев пробу, покупатель покупает или заказывает нужное количество товара и тотчас оформляет сделку на бумаге. Сделка купли-продажи закреплялась рукопожатием".
После заключения сделки купленный товар ещё нужно было довезти от биржи до дома или лавки. И здесь вступали в игру извозчики:
Из аннотации к выставке "Против течения":
Но и это ещё не конец пути хлеба!"Извозчики делились на ломовых (перевозивших грузы) и легковых (для ездоков), которые в свою очередь подразделялись на "биржевых" (ожидавших важных седоков в особых местах) и "безместных", называвшимися "ваньками". Среди "биржевых" были "лихачи", катавшие господ ради их удовольствия. Хлеб, конечно, перевозили ломовые извозчики".
Петербург был главной отправной точкой хлеба в европейские страны:
Только путь этот был уже не шлюзовой и бурлацкий, а красивый и под парусами.
Карта, если кто заинтересуется, 1851 года издания. Точную копию в интернете не нашла. Видимо, ребята-организаторы выставки нашли российский отпечаток с оригинальной карты Балтики со следующими выходными данными:
John Tallis & Co. (Publisher) - John Rapkin (Engraver): "The Baltic Sea", London, 13 x 9.5 inches, from R. Montgomery Martin's "The Illustrated Atlas, And Modern History Of The World Geographical, Political, Commercial & Statistical", 1851. Rapkin's name and decorative vignettes appear on most Tallis & Co. maps (vignettes: Kronstadt, Revel, St. Petersburg, Abo, Helsingfors)
Интересный, кстати, бизнес - распечатками исторических карт торговать. Только какой в этом смысл, если можно скан в интернете найти?
В любом случае, организаторы выставки - большие молодцы, что нашли такой образец, отфотошопили и дополнили нужными ремарками. И, в целом, спасибо им огромное за проделанную работу по сбору такого массива интереснейшей информации! Всё получилось очень наглядно, красиво, а, главное, - очень хорошо запоминающимся! От меня "5+":)))
Следующая после этой запись - 10-ая - посвящена отдельной очень небольшой экспозиции, содержащей огромный заряд для побуждения к действию - это заметка о Тестопластике.
После её прочтения может сильно захотеться полепить тесто:)))
Спасибо за внимание! Буду рада видеть Вас снова!
Поделиться с друзьями:
Поблагодарить автора или поддержать блог можно, перейдя в раздел "Donation":
ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ, КЛИКНУВ НА ОРАНЖЕВЫЙ ЯРЛЫЧОК НИЖЕ
Комментариев нет:
Отправить комментарий