Температура была примерно 27 градусов, и солнце светило настолько ярко и согревающе, что не было никаких причин ожидать официального дня открытия фестиваля, и я ринулась в воскресенье в Центральный парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова.
Ринулась, чтобы сделать красивые и сочные фотографии тюльпанного пиршества, которое в 2018 году проходит под знаком стиля "Модерн".
2018 год был объявлен годом балета, поэтому организаторы фестиваля решили посвятить цветники именно балетной теме. И выбрали для этого золотую пору русского балета - блестящее время "Русских сезонов" Сергея Павловича Дягилева.
За основу цветников, по информации с сайта ЦПКиО, были взяты эскизы Бакста, Бенуа, Рериха, Головина и Коровина к балетам, проходившим в 1907-1915 годах. Но это не совсем верная информация. Более точные данные об этих балетах я приведу в тексте заметки, а сначала пройдусь по организационной составляющей.
Во-первых, 2-й Елагин мост, который находится со стороны станции метро "Крестовский остров", был закрыт на ремонт и переживал бурную реконструкцию:
Поэтому добираться пришлось через северный вход - 3-й Елагин мост, который со стороны станции метро "Старая деревня":
Вход в парк в этот день обошёлся дешевле, чем на сам фестиваль, - всего в 100 рублей (в дни фестиваля стоимость обычно 200 рублей для взрослого). И, что самое приятное, его можно было оплатить по карте.
Но хорошо, что места размещения цветников не меняются с годами, и их наименования можно прочитать на флаерах, которые раздаются в кафетериях острова.
И благодаря этому флаеру, я могу вам показать, каким путём двигалась по парку.
Цветники помечены красными тюльпанами, и я перемещалась от Большой площади - от цветников № 5 и 4, мимо Елагиноостровского дворца через цветники № 3 и 2 в сторону 1-го Елагина моста, который ведёт с Каменного острова. У моста тоже был раскинут большой цветник, но он не имел собственного посвящения балету.
А затем перешла на южную сторону и обошла цветники № 8, 9, 10 и 11, правда, в обратном порядке. Названия цветников ниже:
И вот теперь, вооружившись знаниями о названиях балетов, можно перейти к самим красотам.
Цветники VI фестиваля тюльпанов в ЦПКиО в 2018 году (список кликабельный)
- Цветник № 5. "Шехерезада"
- Цветник № 4. "Парад"
- Цветник № 3. "Петрушка" и "Золотой петушок"
- Цветник № 2. "Фея кукол"
- Цветник перед 1-ым Елагиным мостом
- Цветник № 10. "Пульчинелла"
- Цветник № 11. "Голубой бог"
- Цветник № 9. "Нарцисс"
- Цветник № 8. "Жар-птица"
Для просмотра фотографий в режиме фотоальбома без чтения текста можно перейти в альбом на "Google Фото" - https://photos.app.goo.gl/XKNB9JOiN7e5gfzi1. А при просмотре с компьютера достаточно нажать на любую фотографию в посте.
Цветник 5. "Шехерезада"
Из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Шехеразада_(балет):"Шехераза́да (Шахереза́да) - балет на сюжет сказки из «Тысяча и одной ночи» «О царе Шахрияре и его брате», повествующей о красноречии царевны Шахерезады, освободившей от смерти молодых жён Шахрияра. Балет поставил Михаил Фокин на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада». Премьера состоялась 4 июня 1910 года в Гранд Опера, и создан спектакль был в «Русских сезонах» Сергея Дягилева («Les Ballets Russes de Serge de Diaghilev», Théâtre de l´Opéra). Декорации и костюмы были исполнены художником Львом Бакстом, занавес был выполнен в мастерских по эскизам художника В.А. Серова, художник-исполнитель Б.И. Анисфельд. Дирижёр Н.Н. Черепнин. Первой исполнительницей Зобеиды стала Ида Рубинштейн, раба Зобеиды исполнял Вацлав Нижинский, в партии Шахрияра - А.Д. Булгаков. Эскизы сценических костюмов для «Шехеразады» создавал также французский художник Жорж Барбье. Мелодичные и певучие восточные темы Римского-Корсакова проходят через весь балет. В музыке слышится шум морского прибоя, весёлый праздник в Багдаде и кантиленная, словно сам рассказ Шехеразады, мелодия. Сама музыка рассказывает восточную сказку и имеет рондообразную форму..."Цветник, посвящённый восточной сказке, по определению должен был сверкать яркими красками, и так оно и было! Самые главные цвета в этой экспозиции - ярко-красный и оранжевый:
Видимо, чайные сорта тюльпанов обладают особой жизнестойкостью и всхожестью, потому что в ЦПКиО именно эти сорта разошлись в полную силу и подавляли своей энергетикой все остальные виды тюльпанов.
К тому же им достались самые открытые и солнечные поляны, и было откуда черпать такую энергетику. А вот теневым тюльпанам приходилось гораздо сложнее. За неделю до фестиваля они только набирали силу.
Зато выглядели гораздо изящнее и сказочнее своих чересчур откровенных и страстных собратьев.
Дальняя лужайка только наряжалась для праздника:
Как, впрочем, и её соседний цветник, посвящённый скандально известному балету "Парад", декорации и костюмы к которому создавал никто иной, как сам Пабло Пикассо.
Цветник 4. "Парад"
Из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Парад_(балет):«Парад» (фр. Parade) - одноактный балет композитора Эрика Сати по сценарию Жана Кокто, написанный для Русского балета Дягилева. Хореограф - Леонид Мясин, декорации и костюмы - Пабло Пикассо, дирижёр - Эрнест Ансерме. Поэт Гийом Аполлинер написал для премьеры балета манифест под названием «Новый дух», где назвал спектакль «более правдивым, чем сама жизнь» и, описав его как «своего рода сюрреализм» (фр. une sorte de surréalisme), впервые в истории употребил этот термин, обозначивший целое художественное течение начала XX века. Главные партии исполняли: Мария Шабельская (Американская девочка), Леонид Мясин (Китайский фокусник), Лидия Лопухова и Николай Зверев (Акробаты), Леон Войциковский (Менеджер во фраке), М. Статкевич (Менеджер из Нью-Йорка), М. Уманский (Менеджер верхом). Премьера состоялась в 18 мая 1917 года в парижском театре Шатле и вызвала скандал".Самое интересное, что у меня эта экспозиция тоже вызвала весьма противоречивые чувства, потому что никак не связывалась ни со скандальной постановкой, ни с вариантом парадного оформления цветочных клумб:
Конечно, сложно судить о том, как она будет выглядеть, когда тюльпанные ростки войдут в полный рост, но уже по самой планировке и тем нежным цветам, которые распустились, можно судить, что содержание этого цветника очень далеко от творений Пикассо.
Хотя, может быть, печатники флаера просто перепутали наименования цветников? В любом случае, тюльпаны здесь не при чем, и поэтому мы можем просто полюбоваться пышным и стройным рядом двух самых ярких цветов - красного и жёлтого:
И затесавшимся партизаном между ними:
Теперь огибаем Кухонный корпус и выходим к Елагиноостровскому дворцу, который закрылся на реконструкцию. Фотографируем красавца-льва, отлитого почти 200 лет назад на Санкт-Петербургском литейном заводе:
И идём в сторону Павильона под флагом, а именно - к северо-восточному пирсу, у которого от русла Большой Невки отходит Невка Средняя. И по пути обращаем внимание, что опять с левой стороны высажен цветник с большими жёлтыми тюльпанами:
Обычно в этом месте размещается цветник спонсора фестиваля тюльпанов - торговой сети "Лента", и обычно это именно жёлтые тюльпаны. В 2016 году это был сорт "Candela". Его фотографию на клумбе "Ленты" можно посмотреть в отзыве о фестивале тюльпанов на сайте "Отзовик".
Ну, а мы проходим дальше и теряемся в догадках, в каких же именно углах обозначенного на карте цветника находилось каждое из двух последующих балетных посвящений.
Цветник 3. "Петрушка" и "Золотой петушок"
Из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(балет):"Петру́шка (русские потешные сцены в четырёх картинах) - балет русского композитора Игоря Федоровича Стравинского, премьера которого состоялась 13 июня 1911 года в программе Русских сезонов на сцене парижского театра Шатле, под управлением Пьера Монтё. Автор либретто - Александр Бенуа с участием Стравинского. Первая редакция 1910-1912, вторая редакция 1948. «Петрушка» - это история одного из традиционных персонажей русских народных кукольных представлений, Петрушки, сделанного из соломы и опилок, в котором тем не менее просыпается жизнь и развиваются эмоции.Премьера - 13.06.1911. Русские сезоны, театр «Шатле», Париж, художник Александр Бенуа, дирижёр Пьер Монтё, балетмейстер Михаил Фокин; Петрушка - Вацлав Нижинский, Балерина - Тамара Карсавина, Арап - Александр Орлов, Фокусник - Энрико Чеккетти".
Из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_петушок_(опера):
"Золотой петушок" - опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 году по одноимённой сказке А.С. Пушкина (либретто В.И. Бельского). Главные действующие лица: Царь Додон, Царевич Гвидон, Царевич Афрон, Воевода Полкан, Ключница Амелфа, Звездочёт, Шамаханская царица, и Золотой петушок. Мировая премьера прошла в Москве 24 сентября 1909 силами артистов Оперного театра Зимина под управлением Эмиля Купера (на сцене Театра Солодовникова). Постановку осуществил режиссёр Пётр Оленин, художник Иван Билибин. 6 ноября 1909 года опера была поставлена в московском Большом театре под управлением Вячеслава Сука; режиссёр Василий Шкафер, художник Константин Коровин. За рубежом опера впервые была поставлена 15 апреля 1914 в Лондоне (на русском языке). Затем её впервые поставили в Париже (1914, на русском языке; дирижёр Пьер Монтё, хореография Михаила Фокина, декорации Натальи Гончаровой)."Два балета на русскую народную тематику - это явно будет что-то очень разномастное и очень игривое. Когда расцветёт:) А пока можно увидеть только замысел:
Зато среди него хорошо просматриваются нежные всходы мускари:
А вдоль аллеи радуют взгляд распустившиеся моноцветные поляны:
И почему у меня при виде таких тюльпанов идёт стойкая ассоциация с маками и до жути хочется тёплых булочек с маком?:) Очень вредный для желудка самообман:)
От нежнейших розовых созданий поворачиваем направо и направляемся к Елагиноостровскому дворцу, чтобы увидеть ту самую солнечную поляну, которая послужила заставкой к этому посту.
Цветник 2. "Фея кукол"
Из Циклопедии - http://cyclowiki.org/wiki/Фея_кукол_(балет):"Фея кукол" (нем.: Die Puppenfee) - одноактный сказочный балет романтической стилистики. Композитор: Йозеф Байер, авторы либретто: Иозеф Хасрейтер (нем.: Joseph Haßreiter) и Франц Гауль (нем.: Franz Gaul). Балетмейстер И. Хасрейтер. Первое представление: Вена, Придворный театр, 4 октября 1888 г. В 1903 году балет «Фея кукол» был поставлен артистами Петербургской императорской труппы братьями Н.Г. Легатом и С.Г. Легатом. Это была первая хореографическая постановка большого спектакля для обоих братьев. Они не просто перенесли балет на другую сцену, а дополнили его большими вставками музыкой П.Чайковского, Р.Дриго, А.Рубинштейна, А.Лядова с собственной хореографией. Балет был решен полностью в рамках академического стиля, напрочь отметая все реформаторские балетные течения. Оформил спектакль Леон Бакст. Дирижер Риккардо Дриго. В 1919 году русский танцовщик-эмигрант Леонид Мясин на основе балета «Фея кукол» создал свой балет - La Boutique fantasque («Магазин чудес» или «Волшебная лавка»); правда, он «обогатил» содержание своего спектакля добавлением в него сюжета из «Оловянного солдатика» Ганса Христиана Андерсона. Музыку сочинил Отторино Респиги на основе фортепьянных пьес Джоаккино Россини. Впервые этот балет был поставлен в рамках «Русских сезонов» С. П. Дягилева 5 июня 1919 года в Лондоне, Alhambra Theatre. Оформил спектакль французский художник Андре Дерен. Среди исполнителей были сам Леонид Мясин, Лидия Лопухова, Энрико Чеккетти - хозяин лавки".С этим балетом связана история романа Льва Бакста с будущей супругой Любовью Павловной Третьяковой (вдовой художника Н.Н. Гриценко). Именно романтический настрой художника во время работы над эскизами во многом предопределил успех этой постановки. Более подробно можно почитать на тематических форумах или на официальной странице балета на сайте Мариинского театра, где эта постановка до сих пор присутствует в репертуаре, правда, в интерпретации хореографа Константина Сергеева в расчёте на детское исполнение.
А мы теперь любуемся творением садовников парка, вдохновлённых и этим сказочным балетом, и романтической составляющей его создания.
Этот жгучий тюльпан с махровыми краями, как сердце Данко, ярко горит на солнечной поляне, заставляя трепетать и перед цветочным великолепием, и перед талантом до сих пор достоверно не известного первого архитектора Елагина дворца.
Зато точно известно имя второго архитектора, который привёл облик дворца (и других сооружений парка) к тому, который петербуржцы знают с детства и угадывают с первого же взгляда, - это маэстро Карло ди Джованни Росси - великий певец петербургских ансамблей.
И именно ему я посвящаю фотографии крупных махровых тюльпанов, которые были высажены недалеко от собственного садика Марии Фёдоровны:
Русскому итальянцу от благодарной второй родины! С любовью и почтением.
А мы перемещаемся к следующему и очень большому цветнику, расположенному у 1-го Елагина моста, ведущего с Каменного острова.
Цветник перед 1-ым Елагиным мостом
Признаться честно, я долгое время не могла понять, почему именно в этом месте установлена ограда с воротами, украшенными двуглавыми орлами:
Пока в какой-то прекрасный момент не осознала, что это был главный въезд в императорскую летнюю резиденцию, коей Елагиноостровский дворец являлся до начала XX века.
В пользу этого говорит расположение сгоревшего здания гауптвахты прямо напротив вышеуказанных ворот, которого, к сожалению, сейчас уже нет. Место бывшего здания просто обтянуто тентом с указанием того, что теперь рядом можно припарковать свадебный кортеж. А ведь когда-то это была постройка того же самого незабвенного Росси, и её первоначальный вид можно изучить на таком замечательном городском сайте, как Citywalls - http://www.citywalls.ru/house7529.html.
Мы же в этом месте изучаем арочный рисунок из цветов, который выложен садовниками ЦПКиО к фестивалю тюльпанов:
Правда, я немного расстрою их тем фактом, что ограждение, которое они поставили для защиты цветов от нерадивых граждан, желающих сфотографироваться на этих лужайках:
Было абсолютно бесполезным! Граждане спокойно обходили эту ограду и пролезали между рядами тюльпанов, чтобы улечься на цветочном ковре для эффектного кадра. Так что в будущем либо ограждайте цветы со всех сторон колючей проволокой, либо усаживайте цветы плотным ковром без единого малейшего промежутка.
А мы двигаемся дальше и переносимся в более поздний период истории Елагина острова - к моменту появления ЦПКиО имени С.М. Кирова.
Цветник 10. "Пульчинелла"
Из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Пульчинелла_(балет):"Пульчинелла" (итал. Pulcinella, фр. Polichinelle) - балет с пением Игоря Стравинского в одном действии, созданный по музыке Галло, Перголези и других композиторов XVIII века в 1919-1920 гг. Первое исполнение - 15 мая 1920, Париж, Гранд-опера, под управлением Эрнеста Ансерме. Балет был создан по мотивам традиционной итальянской Commedia dell’arte, где Пульчинелла - один из главных персонажей. Танцовщик Леонид Мясин создал либретто и хореографию, а Пабло Пикассо разработал оригинальные костюмы и декорации. Собрал команду бессменный лидер и организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев".Вот здесь я не вполне уверена, что цветник, разбитый перед памятником Сергею Мироновичу Кирову, являлся тем самым цветником, который посвящался герою уличной итальянской комедии. Но яркость посадки, красота тюльпанов и ломаный рисунок в духе Пабло Пикассо определённо намекали, что это был именно он:
К тому же, это прекрасное оранжевое чудо очень настойчиво вызывало тёплую ассоциацию с далёкой южной Италией и сатирическим характером постановки. А другие тюльпаны дарили столь долгожданную для петербуржцев радость от приближения лета.
Как бы то ни было, других мест возможного размещения "площадной" комедийной зарисовки я поблизости не нашла. Было, конечно, за углом место популярной "Селфи-Мекки" для любителей поваляться в кустах:
Но я сочла этот цветник не настолько впечатляющим, чтобы соперничать с "монументальным" соседом.
Цветник 11. "Голубой бог"
Выдержки из статьи Википедии о Русском балете Дягилева - https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_балет_Дягилева:"Голубой (синий) бог" - балет-индийская фантазия на музыку Рейналдо Ана и сюжет Жана Кокто, сочинившего либретто. Декорации и костюмы создавал Леон Бакст, хореографию ставил Михаил Фокин. Главные роли исполняли Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Премьера балета состоялась в Париже во время сезона 1912 года Русского балета С.П. Дягилева. "... реакция публики на «Голубого бога» граничила с провалом - эту индийскую фантазию упрекали в скупости и однообразии хореографического содержания".Несмотря на трагическую судьбу постановки, её цветник на фестивале оказался на редкость удачным:
И планировка, и цветовая гамма точно совпали с элементами костюма Голубого бога, созданного по эскизам Льва Бакста. К тому же, цветник, действительно, навевал размышления о стиле "модерн", которому посвящался фестиваль, хотя при этом почему-то больше напоминал стилистику работ Н.К. Рериха.
Зато индийский колорит здесь поддерживался витиеватыми узколистными сортами тюльпанов:
Жаль только, что цветочную клумбу довольно редко поливали, и синяя составляющая узора поникла низко к земле. В этом плане соседней клумбе в форме сердца повезло гораздо больше, потому что тени спасали её от сгорания:
Цветник 9. "Нарцисс"
Из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_балет_Дягилева и с сайта "Погружение в классику" - http://intoclassics.net/news/2014-08-25-8092:"Нарцисс" ("Нарцисс и Эхо") - балет по "Метаморфозам" Овидия в постановке Михаила Фокина. Написан композитором Н.Н. Черепниным специально для "Русских сезонов" Дягилева. Художником-декоратором выступил Леон Бакст. Спектакль был представлен публике Монте-Карло и Парижа в июне 1911 года".Назло названию садовники-оформители ЦПКиО не высадили в этом месте ни одного нарцисса:)))
Зато они создали замечательное попурри из разноцветных вариаций похожих друг на друга сортов тюльпанов, которые взошли почти одновременно:
Жаль только, что замысел этой картины до конца не ясен. Поэтому переходим к заключительной части этой заметки - к шикарному цветнику под названием "Жар-птица".
Цветник 8. "Жар-птица"
Из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Жар-птица_(балет):"Жар-пти́ца" (фр. L'Oiseau de feu) - одноактный балет Игоря Стравинского в хореографии Михаила Фокина и оформлении Александра Головина и Леона Бакста (костюмы Жар-птицы и Царевны), созданный по заказу Сергея Дягилева для его «Русских сезонов в Париже». Премьера состоялась на сцене театра Гранд-Опера 25 июня 1910 года. Оркестром управлял дирижёр Габриэль Пьерне, главные партии исполнили Тамара Карсавина (Жар-птица), Михаил Фокин (Иван-царевич), Вера Фокина (Царевна) и Алексей Булгаков (Кощей)".Самую большую и красивую площадку фестиваля выделили, конечно, одному из самых красивых и успешных балетов "Русских сезонов".
Правда, не все тюльпаны ещё распустились, но как раз благодаря этому, можно было увидеть формы будущих цветочных линий, которые полукруглыми рядами должны создать узор пёстрого оперения Жар-птицы.
Сорта для этого цветника подобраны очень яркие и интересные, большие и контрастирующие друг с другом:
И получившееся в итоге замысловатое сочетание узоров и тюльпанов мне понравилось гораздо больше, чем в предыдущие два года. Особенно эти большие волны белых нарциссов, которые наконец-то оказались в нужном месте и в нужное время.
Единственное, что, наверное, не стоило их высаживать под плакучими деревьями (простите, не знаю, их вида):
Они смотрятся здесь слишком бедно. Верните лучше сорт тюльпана "Madame Lefeber", как в 2016 году. Он потрясающе богато смотрелся в сочетании с папоротниковыми и привлекал очень много внимания.
А в этом году внимание привлекали не нарциссы, а кошмарная перспектива, которая теперь открывается с этой поляны:
Приглядитесь к водной глади и небу, и вы увидите нашу многострадальную башню Газпрома:
Как огромный снаряд, направленный в небо. Не удивлюсь, если внутри там действительно окажется какая-нибудь оружейная шахта. Честно говоря, какие-то нехорошие ощущения вызывает её вид, и неприятно испытывать их в таком умиротворяющем месте, как Елагин остров.
С другой стороны, мне кажется, что сейчас мало кто уделяет ей особое внимание. Другие сейчас заботы у людей. У нас даже скамейки ставят спиной к красоте, чтобы лишний раз не отвлекать от досужих разговоров.
Но баста! Не хочу портить вам настроение своими дурацкими грустными мыслями. Возвращаюсь к теме праздника и дарю самые приятные для моего лично взгляда тюльпаны, которые, если не ошибаюсь, относятся к сорту Flaming Purissima:
Розовый цвет в психологии самый нежный и успокаивающий - как раз самое то для жителей Петербурга, живущих в бешеном ритме. Усеять город розовыми цветами, и, глядишь, он стал бы намного чище и добрее:)))) Вот это я, наверное, сейчас и загадаю, а вдруг и вправду сбудется?:)))
И в заключение поста я, конечно, приглашаю посетить фестиваль тюльпанов в ЦПКиО! Программу на 2018 год можно посмотреть на официальной странице сайта парка - https://elaginpark.org/events/1904-vi-festival-tyulpanov-na-elaginom-ostrove-2018-g. Там будет много интересного, и, дай бог, что в эти дни погода тоже не подкачает. И тогда вы получите такое же удовольствие, как и я за неделю до официального старта.
А ещё я посоветую вам попробовать чаи в кафе "Остров", что по дороге от 2-го Елагина моста (от Крестовского острова) к Масляному лугу и Конюшенному корпусу.
Мы брали "Нахальный фрукт", и он нам очень понравился. В нём были натуральные аппетитные кусочки фруктов, и заварки хватало не на один раз, так что можно было подливать воду. Правда, на детский вкус было кисловато, зато на взрослый - в самый раз! Приятного вам чаепития!:)
Спасибо за внимание! Буду рада видеть Вас снова!
Поделиться с друзьями:
Поблагодарить автора или поддержать блог можно в разделе под названием "Donation":
ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ, КЛИКНУВ НА ОДИН ИЗ ЯРЛЫКОВ:
"ФОТОРЕПОРТАЖИ"
"ЗДОРОВЬЕ И ОТДЫХ"
"СПЕКТАКЛИ ФИЛЬМЫ КНИГИ"
"ФОТОРЕПОРТАЖИ"
"ЗДОРОВЬЕ И ОТДЫХ"
"СПЕКТАКЛИ ФИЛЬМЫ КНИГИ"
ДРУГИЕ СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАМЕТКИ:
Фестиваль тюльпанов на Елагином острове (ЦПКиО) в Санкт-Петербурге в 2017 году
Комментариев нет:
Отправить комментарий